Сущность понятия «личность»
Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями. Таким образом, под личностью в рамках психологии на сегодняшний день понимают систему психологических характеристик, оказывающих прямое влияние на поступки человека и поведением в целом.
Стоит отметить, что все личности индивидуальны, поэтому в мире не существует двух одинаковых людей.
На сегодняшний день также существуют и прочие научные определения термина «личности». Так, например, под личностью понимают индивида, готового нести полную ответственность за собственную жизнь, контролирующего в полной мере свои действия, поступки и выбор.
Таким образом, под термином «личность» понимают систему различного рода привычек, которые вырабатывались в течение достаточно продолжительного периода времени, и предпочтений индивида, его эмоциональный настрой, т.е. практически уникальный набор черт и особенностей человека не только на психологическом, но и физиологическом уровнях.
Концепция личности Б. Г. Ананьева
Одной из теорий личности, которая получила широкое распространение, была концепция Б.Г. Ананьева.
Основной идей данной концепции можно назвать абсолютное единство биологического и социального в человеке, которое проявляется в единстве таких его макрохарактеристик как индивид, личность, индивидуальность.
Основной особенностью ананьевского подхода к личности является ее включение в достаточно широкий антропологический контекст, контекст человекознания. Смелость включения психологии в систему наук о человеке, заключалась во введении психологии в систему связей, которые ранее не принимался в расчет и не учитывался даже при полноценном анализе личности.
В качестве основной заслуги Ананьева можно назвать включение личности в интегральную систему человекопознания. В его концепции присутствуют непосредственно антропологический, исторический, онтогенетический, возрастной и прочие аспекты исследования проблемы личности. В рамках разработанной теории Ананьев выступал против распространенной в 50-60-х годы прошлого века среди российских ученых тенденции некоторого сосредоточения вокруг проблем структуры личности, абстрагированных от реального временного протекания ее жизненного цикла.
Таким образом, историческое, биографическое и иное измерения в концепции Ананьева предстают как временное измерение личности. Конечно, непосредственный приоритет введения проблематики жизненного пути в российскую теорию личности принадлежит Рубинштейну, однако, тщательная разработка проблем «жизненного цикла личности», его различных периодизаций перерастает в рамках концепции, разработанной Ананьевым, в условно обобщенную постановку проблемы времени в психологии личности. Ананьев провел тщательный и скрупулёзный анализ концепции жизненного пути, которая была разработана ранее Ш. Бюлером, и на ее базе показал, что жизнь человека абсолютно соответствует иерархическому принципу. Желая уделить особое внимание именно этому обстоятельству, Ананьев разрабатывает понимание индивидуальности именно в качестве процесса достижения личностью высшего уровня развития своей сущности и в целом жизни.
В отличии от большей части отечественных ученых, развивающих направление личности, Ананьев изучал социальную детерминацию личности не абстрактно, как например, Рубинштейн или Леонтьев, которые трактовали в целом общественные отношения, а с учетом сформированных к тому времени различных социологических позиций. Именно Ананьев, обозначая человека как общественного индивида, определяет его посредством различных социальных ситуаций его развития, статуса и образа жизни в целом. Ученый отмечает, что в подобном аспекте личность можно рассматривать как объект общественного развития. В таком случае качество субъекта совпадает с собственно психологической трактовкой личности как целостной системы отношений, установок, мотивов, моральных ценностей и т. д.
Немного позже Ананьев пришел к «отделению» личности от свойств субъекта, т. е. непосредственному расширению структуры личности человека (но весьма обобщённо, в силу воздействия отчуждения). Но это уже несколько иное основание для определения сущности субъекта, которое, в первую очередь, связано с возможностью / невозможностью реализации собственной творческой сущности в различного рода событиях, ситуациях. Таким образом, в рамках концепции личности, разработанной Б.Г. Ананьевым, совершенно отсутствует понимание субъекта как субъекта жизненного цикла, что противоречит распространенной в 50-х ХХ века концепции, предложенной Рубинштейном. Подобное понимание подразумевает раскрытие зависимости между жизненным путем отдельного человека от его личности. Стоит отметить, что в данном случае речь идет не столько о биографическом подходе, который в обязательном порядке учитывает существующие индивидуальные различия жизненного пути, сколько о собственно субъектном, в рамках которого конкретизируются основные характеристики модели поведения, в целом жизни личности.
Таким образом, разработанная Б.Г. Ананьевым концепция личности в силу его комплексного подхода оказалась достаточно многоаспектной, позволившей в то же время объединить огромное число частных или не сопоставимых теорий личности.
Личность в данной концепции выступала в качестве составляющей социума, которая развивается в онтогенетическом цикле. Стоит отметить, что теория личности Ананьева на современном этапе развития не потеряла своего значения.