Понятие и сущность социального интеллекта
Социальный интеллект - это совокупность способностей, определяющих возможности построения межличностной коммуникации.
К этим способностям относят:
- когнитивные: знания (социальные представления о том, какие люди бывают, как реагируют, как могут общаться), память (способность запоминать имена, лица), интуиция (способность адекватно оценить поведение другого человека относительно контекста, в ситуации дефицита объективной информации), способность прогнозировать поведение людей (способность рефлексировать собственное поведение в том числе)
- эмоциональные: выразительность (способность в приемлемой форме выражать разные спектры эмоций), чувствительность (способность быть чутким к переживаниям других людей), саморегуляция (способность управлять собственными эмоциями), эмпатия
- поведенческие способности: социальное восприятие (умение слушать других людей), способность к сотрудничеству, работе в команде, умение адаптировать в группе и влиять на ее решения
С точки зрения онтогенеза, развитие социального интеллекта начинается в период 5-7 лет, это возраст младшей школы. В данный период происходит важный этап в развитии интеллекта вообще - развивается способность к децентрации, преодоление детского эгоцентризма.
Способность к децентрации – это возможность человека встать на позицию другого, посмотреть на ситуацию глазами другого участника. До 7 лет дети не умеют этого делать в силу эгоцентризма мышления, суть которого состоит в том, что ребенок считает себя началом системы координат любых происходящих ситуаций. В силу чего он не может посмотреть на ситуацию под другим углом или присоединиться к переживаниям другого без соединения с его эмоциями.
Вообще, развитие социального интеллекта тесно связано с процессом социализации индивида. На этапе первичной социализации через родителей и ближайшее окружение транслируются основные модели поведения в обществе, паттерны социального реагирования, способов построения коммуникации. На этапе уже вторичной социализации ребенок усваивает более локальные способы взаимодействия через членство в различных социальных группах: школа, кружки, колледж, университет.
Интегрально социальный интеллект выражается в жизненном опыте личности, социальной интуиции, общем уровне эрудированности человека, что помогает человеку быть адаптированным в ситуациях межличностного взаимодействия.
Большое значение социальный интеллект имеет для профессионального самоопределения. Развитие данных способностей важно для специальностей социального и артистического характера: педагоги, менеджеры, психологи, консультанты, актеры, художники и т.д. Можно выделить следующие уровни развития социального интеллекта:
- Низкий уровень развития социального интеллекта формирует значительные затруднения для коммуникации и работы в сфере человек-человек.
- Средний уровень отражает некоторые сложности при общении и работе с людьми. Но методом работы над собой в этом ключе можно добиться значительных успехов.
- Высокий уровень развития социального интеллекта отражает способность успешного построения коммуникации, стремление работать в социальной сфере, сфере управления и организации людей.
Теоретические модели социального интеллекта
Вопрос исследования социального интеллекта является довольно полемическим. Во-первых, в силу того, что сам термин “интеллект” не имеет чёткой операционализации. Многие исследователи отмечают, что интеллект - это только то, что измеряют сами тесты на интеллект, и призывают отказаться от данного конструкта. Кто-то напротив отмечает, что сам термин “интеллект” важен с для решения прикладных задач в психологии. В-вторых, в научном сообществе нет четкого мнения, исследовать социальный интеллект как самостоятельный конструкт или в составе общей структуры интеллекта.
Сам термин “социальный интеллект” был введен еще в 20-х годах XX века американским психологом Э. Торндайком, который понимал его как самостоятельный конструкт наряду с абстрактным и механическим интеллектом. В его понимании, интеллектуальные способности связаны с управлением идеями (абстрактный интеллект), конкретными объектами (механический) и людьми (социальный).
Похожих взглядов на самостоятельную природу интеллекта придерживался Дж. Гилфорд: в своей многофакторной модели интеллекта он выделяет социальный интеллект как систему интеллектуальных операций, не зависящих от общего интеллекта. Эти операции связаны с познанием поведенческой информации (классы поведения, результаты поведения, преобразования поведения).
Позднее социальный интеллект стали рассматривать как составной компонент общего интеллекта. Наиболее ярким примером является трёхчастная модель Г. Айзенка, который выделял в структуре интеллекта 3 компонента:
- биологический интеллект (базовые способности к обработке информации, определяемые структурой коры головного мозга),
- психометрический интеллект (собственно интеллект, измеряемый тестами),
- социальный интеллект (формирующийся в ходе социализации индивида).
Так или иначе, начало исследования социального интеллекта положило начало исследованию общих и специальных способностей человека. И что касается исследований интеллекта, мнения ученых разделились на два лагеря: исследовать интеллект как автономный конструкт, не зависящий от общего интеллекта, или как составной элемент структуры интеллекта в целом.
Эмпирические исследования социального интеллекта
Такая полярность мнений имеет большое значение для решения прикладных психологических задач.
Первые методики, ориентированные на исследование социального интеллекта, были насыщены вербальным содержанием, то есть были текстовыми описаниями социальных ситуации. Также в них содержался большой объем заданий на обработку мнемической информации: память на лица, имена. Последующий факторный анализ выделения социального интеллекта как самостоятельного конструкта был затруднен именно наличием вербальных факторов.
Еще одной формой исследования являлись интроспективные формы: испытуемые излагали свое восприятие социальных ситуаций, понимание мотивационных составляющих поведения в форме самоотчетов. То есть данные отчеты отражали когнитивный аспект социального интеллекта. Однако в интроспективном методе исследования есть одно существенное замечание: сложно оценить достоверность того, насколько соотносятся субъективные оценки с реально произошедшими событиями.
В связи с этим, все больше исследований социального интеллекта было основано на невербальных методах исследования (использование картинок или комиксов), отражающих ситуации социального взаимодействия, поведенческий аспект.
Сейчас исследования социального интеллекта строятся на взаимосвязи этих двух компонентов: когнитивного и поведенческого. С точки зрения когнитивного компонента исследуются социальные знания, отражающие представления о том, как вести себя в знакомых социальных ситуациях. С точки зрения поведенческого компонента исследуются особенности применения этих знаний в социально нестандартных ситуациях.