Теоретическая психология
Теоретическая психология – это раздел психологической науки, который изучает принципы и основания построения психологических теорий.
В рамках психологии одни специалисты занимаются теоретическими исследованиями, а другие применяют эти исследования на практике. Отсюда в психологии выделяется теоретическая и практическая части.
Теоретическая психология противопоставляется практическим психологическим наукам, например, психотерапии, инженерной психологии, психотехнике и в тоже время тесно с ними связана, потому что любые исследования начинаются с теорий.
Теоретическая психология занимается изучением психологических закономерностей, вырабатывает практические рекомендации для прикладных специалистов. Как и в философии, в теоретической психологии всегда будет место новым теориям, которые можно развивать, но возможность проверить их на практике не всегда может быть. Теория, которая оказывает сильное влияние на поведение человека и его внутреннее состояние, является важной для жизни. Владея теоретическими знаниями можно управлять не только собой, но и другими людьми и именно такие знания создает теоретическая психология.
Психологическое познание теоретическая психология трактует как особый вид деятельности, который реализуется через категориальный аппарат. Он состоит из наиболее общих понятий, не сводится к другим и не выводится из них. В систему этих понятий входят базовые и метапсихологические.
К базовым понятиям относятся, например, действие, мотив, образ, а метапсихологические понятия интегрируют базовые психологические категории с категориями науки о природе и обществе, например, деятельность, личность, сознание и др.
Психологическая мысль открывает и осваивает путь разработки основных проблем, через свой категориальный аппарат, опираясь на принципы детерминизма, системности. Теоретическая психология является ориентировочной основой любых направлений практической психологии. Она является способом самопознания наукой закономерностей и логики собственного развития.
Теоретическая психология разрабатывает два основных аспекта – построение субстанциональной, т.е. основной теории и метатеории. Основная теория объясняет факты, а метатеория объясняет природу теорий.
Субстанциональная теория и метатеория
Субстанциональная теория теоретической психологии пытается объяснить наблюдения, которые относятся к строго определенной области исследования. Поскольку познавательные стили теоретиков за пять веков развития науки расходились, то в результате появился широкий спектр разнотипных теорий.
Дж. Ройс предложил такую классификацию эпистемических стилей:
- рационализм – логическая непротиворечивость;
- эмпиризм – воспроизводимость или наблюдаемая повторяемость;
- метафоризм – универсальность понимания через символы.
Э. Нагель занимался таксономией теорий и последние разделил на четыре категории – аналогические, дескриптивные, инструментальные, реалистические концепции. М. Маркс дал описание трех моделей построения теории – индуктивной, дедуктивной, функциональной. Все эти таксономические схемы объединил Дж. Ройс.
Теоретическая психология в первой половине XX века подпитывалась из разных источников, но господствовавшими в это время были такие направления, как гештальтизм, психоанализ, бихевиоризм. Каждое из этих направлений давало какой-то важный аспект для рассмотрения. Каждое направление имело своих сторонников, которые считали, что они предлагают теории, способные охватить в целом всю дисциплину.
Анализ показывает, что в области ощущений, восприятия, научения эти теории были наиболее успешными, наименьший их успех был в таких областях психологии, как мотивация, личность, социальное поведение.
Вторая половина XX века характеризуется тем, что с одной стороны, теоретическая психология в разработке теорий, относящихся к подобластям или к одному классу поведения, продвинулась дальше, а с другой стороны, она переходит от бихевиористской парадигмы к когнитивной, которая связана с обработкой информации.
При создании метатеории основная деятельность заключается в том, чтобы провести концептуально-лингвистический анализ и прояснить значения и импликации теоретических терминов. В результате этого анализа достоверность теории повышается.
Относительная способность объяснять наблюдения является важным аспектом научной теории. Данная характеристика теории получила название мощности – этот континуум заключает в себе целый ряд от слабых до сильных теорий.
Относительная мощность теории является на самом деле сложным понятием, которое включает эмпирическую проверяемость, эмпирико-формальное соответствие, полноту, экономичность, степень формализации, связности, эксплицитность концептуализации.
Мощность теории – это степень её разработки, она представляет собой оптимально взвешенную комбинацию всех релевантных параметров. Как следствие, теории могут отличаться друг от друга по любому из этих параметров, хотя, в общем, они могут быть сопоставимы по своей полноте. Взаимодействие между степенью завершенности теории и концептуально-лингвистической точностью оказывают влияние на приращение теоретической мощности.
Теоретическая психология и её методы
Методы, которые использует теоретическая психология, дают возможность уточнить и расширить научные факты, систематизировать их, повысить надежность результатов, полученных эмпирическим путем и перейти от абстрактного к конкретному знанию. Кроме этого устанавливаются взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами.
Методы в основном связаны с изучением классической литературы по исследуемой проблеме, материалов периодической печати, справочной литературы и нормативных документов. Надо сказать, что кроме изучения литературы выделяются и такие методы, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, моделирование и метод теоретического обобщения.
С помощью метода анализа исследуемый объект или явление раскладывается на части, выделяются его отдельные признаки и качества. Анализ является первой фазой любого научного исследования для выявления строения, состава, признаков и свойств изучаемого объекта.
Метод синтеза используется для того, чтобы все элементы изучаемого объекта соединить в систему, а получаемые в исследовании эмпирические данные синтезируются при их теоретическом обобщении.
Противоположными являются процессы абстрагирования и конкретизации. Если абстрагирование дает возможность отдельные стороны объекта, мысленно выделив их, превратить в самостоятельный объект, то конкретизация представляет собой нахождение взаимосвязанного, многостороннего и сложного.
В основе суждений о сходстве и различии объектов, лежит познавательная операция – сравнение, с помощью которого можно определить количественные и качественные характеристики объектов, осуществить классификацию этих объектов, упорядочить их и оценить.
Для подведения итогов обобщения или выделение каких-то общих черт в явлениях, применяется метод обобщения.
Индукция и дедукция являются логическими методами обобщения данных, полученных эмпирическим путем. С помощью индукции мысль движется к общему выводу от частных суждений, а дедукция, наоборот – от общего к частным выводам.
Любые явления исследуются общенаучным методом - моделированием, суть которого заключается в построении моделей оригиналов.
Классификация моделей идет по видовому признаку, по форме выражения, по задачам исследования, по свойствам отражения.