Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность

Определение 1

Технологии психологического воздействия — это важнейшие составляющие психологических методов управления, обобщающие необходимые и разрешенные законодательно приемы воздействия на подчиненных. Они помогают координировать действия персонала при осуществлении совместной производственной деятельности.

Общие сведения о технологиях психологического воздействия. Позитивные технологии

Технологии психологического воздействия должны быть законодательно разрешенными. Их используют в отношении подчиненных. Они включают такие позитивные технологии как: убеждение, вовлечение, внушение, подражание, побуждение. Однако, в управлении руководители так же часто пользуются такими негативными технологиями, как принуждение, осуждение, требование, запрещение. Помимо того, они могут порицать, намекать, делать комплименты, хвалить, просить. Если делать это правильно, то работники показывают большую продуктивность и эффективность деятельности.

Внушение — это техника психологического целенаправленного воздействия на личность подчиненного. Руководитель осуществляет его с помощью апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Эта технология может вызвать у подчиненного человека некоторое состояние чувств, способствующее совершению необходимого поступка. Однако, существует и крайне негативная форма внушения, которую лучше не использовать в управлении. Она предполагает прививание сотруднику строго определенных форм поведения, которые часто выходят за рамки моральных норм.

В основе убеждения лежит аргументированное и логическое воздействие на психику подчиненного. Оно помогает:

  • Достигать поставленных целей,
  • Снимать психологические барьеры,
  • Устранять конфликты в коллективе.

Подражание — это эффективная технология психологического воздействия. Этот способ воздействия на отдельного работника или социальную группу характеризуется тем, что руководитель показывает личный пример. Его образцы поведения становятся показателем для окружающих людей.

«Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вовлечение — это психологический прием, с помощью которого работники могут стать соучастниками трудового или общественного процесса. Эта технология широко используется, например, в ходе выбора руководителя, принятия согласованного решения, соревнований в коллективах и др.

Побуждение в виде управленческой технологии — это позитивная форма морального воздействия на человека. В этом случае подчеркиваются положительные качества подчиненных, включая их квалификацию и опыт, уверенность в успешном выполнении порученных заданий. Она дает возможность увеличить моральную значимость работника в определенной компании.

Негативные технологии воздействия на персонал

В отношении подчиненных не всегда управленцы используют позитивные технологии воздействия (так называемый метод «пряника»). Часто требуется такое негативное воздействие, которое поможет работнику начать работать эффективно. Эти методы широко использовались на предприятиях в прошлом веке, сейчас же продвинутые компании все больше мотивируют персонал с помощью позитивных технологий воздействия.

В качестве негативных технологий воздействия выступают:

  • Принуждение,
  • Осуждение,
  • Требование,
  • Запрещение.

Принуждение является крайней формой морального воздействия. Оно используется в том случае, когда прочие приемы воздействия на личность не смогли дать результат. Подчиненных заставляют работать, иногда это происходит даже против их воли и желания. Эффективность этой технологии проявляется лишь в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах. Когда они наступают, любое бездействие способно приводить к несчастным случаям, жертвам, ущербу или гибели имущества.

Осуждение является приемом психологического воздействия на человека, допускающего большие отклонения от моральных норм. В коллективе такие действия могут влиять на результат труда и качество работы. Эффективность технология показывает только в отношении людей с сильной психикой. Она практически бесполезна для влияния на отсталую часть коллектива.

Требование на многих предприятиях обладает силой распоряжения. Оно становится эффективным только тогда, когда управленец наделен большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В другом случае данная технология может быть бесполезной или даже вредной. Во многих отношениях категорические требования идентичны запрещению, которое выступает в качестве легкой формы принуждения.

Запрещение — это технология тормозящего воздействия на личность. К нему относят запрещение импульсивных действий, имеющих неустойчивый характер. По сути оно представляет собой вариант внушения или запрещения недозволенного поведения.

Порицание как технология обладает убеждающей силой лишь в условиях, в которых собеседники идентифицируют себя с руководителями. В других случаях оно может восприниматься лишь как менторское назидание. Его подчиненные, как правило, выслушивают, но не следуют. По этой причине сотрудник начинает достаточно активно защищать собственное «Я».

Современные технологии воздействия на подчиненных

В современном управлении часто стала использоваться такая технология, как «Взрыв» - это мгновенная перестройка личности под воздействием сильных эмоциональных переживаний. Использование этого метода предполагает создание специальной обстановки, в которой могли бы возникнуть чувства, способные поражать собственной необычностью и неожиданностью. В этой обстановке у работника сбиваются нервные процессы, а неожиданные раздражители вызывают у него сильный стресс, что ведет к коренному изменению взглядов.

В основе технологии «Сократ» лежит стремление оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет». Как только тот говорит «нет», его сложно повернуть в обратную сторону. Технология названа именем древнегреческого ученого Сократа. Этот философ часто использовал метод при ведении беседы так, чтобы собеседнику было проще сказать «да». Как мы знаем, Сократ во всех случаях мог доказать собственную точку зрения. При этом он не вызывал со стороны оппонентов явного негодования или какой-либо негативной реакции.

Дата последнего обновления статьи: 07.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot