Подростковый возраст — это период значительных физиологических изменений организма и становления личности. Социальная среда, в условиях которой происходит формирование основ физического и психологического здоровья на этом возрастном этапе, представлена главным образом семьей и школой.
Психологическое здоровье школьников-подростков
Подростковый возраст является важнейшим периодом развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, которые имеют большое значение для психического благополучия. К таковым относятся: здоровый режим дня, регулярная физическая активность, навыки преодоления сложных ситуаций, решения проблем в межличностном общении, способность к эмоциональному самоконтролю.
Огромную роль в поддержании психологического здоровья и хорошего настроения играют благоприятные условия в семье, школе и в окружающем обществе в целом. Около 10–20 % подростков во всех странах имеют нарушения психического здоровья. Их не диагностируют должным образом, поэтому дети не могут получить необходимого лечения.
Состояние психического здоровья подростков рассматривается с точки зрения нескольких факторов. Рост количества факторов, которые воздействуют на ребенка, усугубляет потенциальные последствия для психического здоровья.
Факторы, которые повышают уровень стресса в подростковом периоде, включают:
- Стремление к большей самостоятельности;
- Желание соответствовать ожиданиям других людей;
- Поиск сексуальной идентичности;
- Растущая доступность и использование технических средств.
Влияние средств массовой информации, в также гендерных норм, как правило, усугубляют несоответствие между действительностью, где проживает подросток, и его устремлениями (представлениями) в будущее.
Еще один значимый фактор психического здоровья подростка — это качество жизни в семье и взаимоотношения со сверстниками. В качестве признанного риска для психического здоровья выступает насилие (например, жесткие методы воспитания родителей, издевательства со стороны других детей) и социально-экономические проблемы. Подросток особенно уязвим к сексуальному насилию. Оно несомненно приводит к ухудшению психического здоровья.
Связь настроения подростка с его психологическим здоровьем
Некоторые дети в подростковом возрасте подвергаются высокому риску нарушений психического здоровья. Это происходит по причине негативных условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции. Психологическое здоровье имеет прямое отношение к настроению подростка. Особенно, это касается тех, кто живет в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности, страдает хроническими заболеваниями или нарушениями аутистического спектра.
Подростки, у которых есть нарушения психического здоровья, особенно уязвимы перед лицом социальной изоляции, дискриминации, стигматизации (ограничивающая их готовность обращаться за помощью). Им присущи сложности в учебе, проявление рискованных форм поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.
В подростковом возрасте часто происходит развитие эмоциональных расстройств, которые связаны с настроением. Кроме депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы начинают испытывать высокую раздражительность, неудовлетворенность и гнев. Симптомы напоминают сразу несколько эмоциональных расстройств, которые характеризуются быстрыми и неожиданными сменами настроения (вспышками эмоций). В младшем подростковом возрасте дополнительно возникают эмоционально обусловленные физические симптомы (например, головная боль, тошнота, боль в животе и др.).
Депрессия показывает связь между психологическим здоровьем и настроением подростка. Она занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности детей в возрасте 15–19 лет, пятнадцатое место в возрасте с 10 до 14 лет. Тревожные расстройства представляют собой девятую по значимости причину нарушений психического здоровья.
Различные эмоциональные расстройства сильно влияют на успеваемость и посещаемость в школе. Ощущение одиночества (изоляции) усугубляется социальной отчужденностью. В самых тяжелых случаях депрессия приводит к самоубийству.
Связь между психологическим здоровьем и саморегуляцией
Ученые выявили связь между особенностями психологического благополучия личности подростков и саморегуляцией их поведения. Так, чем выше будет общий уровень саморегуляции, тем выше в рамках психологического благополучия личности подростков критерии «компетентности», «автономности», «самопринятия».
Различные виды проявления саморегуляции влияют на настроение человека. Для них характерна следующая структура:
- Цель произвольной активности, принятая субъектом;
- Модель существенных условий деятельности;
- Программа собственно исполнительских действий;
- Показатели успешности деятельности;
- Сведения о реально достигнутых результатах;
- Оценка соответствия реального результата показателям успеха;
- Решение о необходимости и характере коррекций действий.
У подростков можно отметить такую особенность: чем больше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше проявится потребность в продумывании способов своих действий и поведения для достижения намеченных целей. На настроение подростка влияет их отличительная черта, которая представлена неадекватностью оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств. Подросток не в любом случае может заметить изменение ситуации и в соответствии с этим считает себя менее ответственным за формирование межличностных отношений с другими людьми.
Таким образом, на психологическое здоровье и настроение подростка влияет саморегуляция. В психологии она рассматривается в качестве единого процесса, который помогает развивать способность управлять собой и своим поведением. Благодаря ей поведение направляется в зависимости от поставленных задач.