Сущность структурно-функционального подхода, его достоинства и недостатки
Структурно-функциональный подход – это наиболее развитый и разработанный подход к исследованию социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности, где каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
Первым, кто сформулировал проблему с функциональным разделением труда, был основатель концепции функционализма – Э. Дюркгейм. Он же сформулировал проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. Понятие функции системной единицы по отношению к системе как к целому стало отправной точкой структурно-функционального анализа. Функция здесь стоит ближе к биологическим наукам, нежели к математическим, и рассматривается с точки зрения органического процесса.
Любая системная единица организации вносит свой вклад в деятельность и способствует адаптации системы в целом – повышает устойчивость системы, её эффективность, осуществляет регуляцию внутренних связей и поведения отдельных частей системы, т.е. выполняет адаптивную и регулятивную часть функции.
C функциями отдельных подсистем связаны условия выживания организации. Эти условия выделил американский социолог Т.Парсонс. В его теории выделяются четыре подсистемы выживания, ориентированные на внешнее окружение:
- Адаптационная подсистема, которую Парсонс относит к экономическим, поскольку она выполняет экономические контакты, действия и взаимодействия. При невыполнении этой подсистемой своих функций происходит нарушение баланса между входом и выходом из системы ресурсов и организация не может существовать;
- Подсистема достижения целей мобилизует организационные ресурсы и соединяет все части организации в единое целое. Парсонс считает, что эта подсистема относится к властным подсистемам, основная функция которой внутри организации заключается в авторитетном распределении ценностей, т.е. всех благ и ресурсов;
- Подсистемы интеграции и латентности рассматриваются вместе, потому что на многих этапах они неразрывны и имеют сходные процессы формирования. Эти подсистемы обеспечивают распределение функций между отдельными системными единицами. Функция латентности направлена на то, чтобы укрепить мнения членов организации об организационных нормах и требованиях. Она рассматривается как подсистема подержания образцов. Подсистема интеграции может выполнять функции идеологические, в системе социальных ролей, в системе культурных норм.
Процесс интеграции может проходить в три этапа:
- конформности,
- мобилизации,
- консолидации.
Этап конформизма заключается в достижении внешней согласности индивида с принятыми в обществе нормами и ценностями, хотя внутренне он может быть и не согласен.
Процесс мобилизации характеризует идентификацию индивида с социальными ролями в соответствии с занимаемым статусом. Цель организации, выше личных целей.
В ходе процесса консолидации происходит интернационализация норм, которые становятся внутренней установкой личности.
Функциональные возможности части системы определяются функциональной значимостью и функциональной автономией. Например, в организме человека есть такие части – мозг, сердце, печень – которые имеют высокую функциональную значимость, поэтому их изъятие приводит организм к гибели. Но, возможно, и отдельное существование системной единицы при отделении от системы, что является показателем самостоятельности и независимости системной единицы.
В структурно-функциональном анализе не только возникла, но и получила распространение концепция личности. Функционализм является детально разработанным подходом в социогуманитарном знании. Парсонс, который рассматривал личность как функцию от многочисленных социальных ролей, считал, что система личности контролируется системой культуры и социальной системой. Однако говорить, что он не признавал некоторую независимость системы личности, неверно.
Для личности характерна «потребностная диспозиция», которая является основным её элементом и, это, прежде всего, побуждения, формирующиеся социальным окружением. К основным типам потребностных диспозиций Парсонс относит в социальных отношениях поиск любви, одобрения, уважения. Второй тип потребностных диспозиций включает усвоенные ценности, среди них соблюдение различных культурных норм. Наконец, третий тип – это ролевые ожидания, агенты, благодаря им, дают и получают адекватные ответы.
Теория Парсонса не может снабдить личность разумными качествами, кроме потребностных диспозиций и не наделяет достаточным числом различных механизмов для функционирования.
Рисунок 1.
Функциональный подход имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относится принцип единоначалия, понятные условия работы, прозрачность и стабильность.
Недостатков довольно много и они часто подвергаются критике – это нацеленность на достижение внутренних целей, нездоровая конкуренция, сложная структура тормозит принятие решений, слабая адаптация к изменениям, отсутствие гибкости.
В области воспитания функциональный подход имеет отрицательную оценку, потому что предполагает формальную работу с детьми. Формализм связан за погоней охватываемых направлений, постоянным назиданием, словесным воздействием, пассивным настроем на усвоение норм морали и нравственности, отсутствием связи между поведением и его осознанием.
Психологическая система деятельности
Под деятельностью понимается система взаимодействия субъекта с миром.
В ходе этого взаимодействия психический образ воплощается в объекте.
Деятельность имеет свои фазы:
- побудительно-мотивационную, когда возникают потребности, начинается поиск предмета и возникает эмоциональное отношение к ситуации;
- аналитико-синтетическую – происходит анализ средств и выстраивается алгоритм деятельности;
- исполнительную на которой происходит реализация деятельности.
Деятельность анализируется с функциональной точки зрения, суть которого в следующем - выявить набор основных функций деятельности, где каждое действие, в свою очередь, является функциональной системой, состоящей из подсистем.
Таким образом, функциональный анализ является анализом подсистем, выполняющих свои функции.
В структуре деятельности В.Э. Мильман выделил побудительную, инструментальную, контролирующую функциональную систему.
Психологическая система деятельности, по мнению В.Д. Шадрикова, представляет собой единство психических свойств субъекта деятельности. Он предложил модель этой системы, элементами которой являются психологические свойства человека, помогающие достичь конкретной цели.
Психологический анализ деятельности изучает психические процессы и психологические факторы, побуждающие, программирующие, регулирующие активность личности и её соответствующих свойств.
Модель психологической системы анализа подходит для любой деятельности и является универсальной. В её основе лежат принципы теории функциональных систем П.Я. Анохина.