Стиль семейного общения – это набор устойчивых характеристик общения человека в рамках семьи. Семейный стиль существенно определяет поведение человека при его взаимодействии со своими родственниками.
Стили общения в семье
Во всех семьях под воздействием соответствующих факторов формируется определенная система воспитания. Самая распространенная классификация стилей общения родителей и детей представлена их делением на следующие основные стили:
- Авторитарный;
- Попустительский;
- Демократический;
- Гиперопека.
Каждый стиль семейного общения обладает своими особенностями, по-разному отражаясь на личностном развитии детей.
Авторитарный и попустительский стили
Авторитарный стиль является жестким стилем руководства. Он основан на наказании, подавлении инициативы, принуждении. Несмотря на небольшой возраст детей, им предъявляют требования неукоснительного подчинения. Как правило, такие родители будут ждать от своего ребенка достижений, которые превосходят его возможности. Для таких родителей необходим социальный контроль, а ребенок должен быть под специальной опекой.
В подростковом возрасте авторитет родителя начинает терять собственную силу, пропадает страх перед родителями, который характерен для авторитарного стиля общения. По этой причине в такой семье в этом возрасте будет возникать множество конфликтов. Про детей из такой семьи часто говорят, что они «неуправляемы», поскольку все ранее использованные средства воздействия взрослых потеряли собственную силу.
Для попустительского стиля характерно формирование у ребенка «свободы», самостоятельности и раскованности. Мать и отец позволяют малышу делать абсолютно всё, что он хочет (стиль не предполагает наложение ограничений). Родители в этом случае не помогают ребенку, но и не мешают, не принимая никакого участия в становлении личности.
Этот стиль общения отражается через тактику невмешательства. Ее основа, по сути, представлена равнодушием и отсутствием заинтересованности к проблемам ребенка. Общие особенности попустительского и авторитарного стиля общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, представляют собой дистантные отношения. В них нет доверия, а члены семьи явно обособлены и отчуждены друг от друга. Здесь демонстративно подчеркивается доминирующее положение родителей.
Гиперопека и демократический стиль общения
В ситуации гиперопеки мать или отец полностью ограждают детей от всех трудностей. Они выполняют все их желания, очень берегут силы ребенка, таким образом, чтобы они не перенапрягались. Взрослые в этом случае делают все домашние дела за ребенка, а иногда и не только за него.
В отличие от авторитарного и попустительского стиля в этой ситуации есть эмоциональная близость с ребенком. Тем не менее, именно она способна помешать родителям дать свободу для полноценного развития ребенка и становления его личности. В подростковом возрасте отрицательные последствия этого стиля могут проявиться максимально.
Подростки должны эмоционально отделяться от родителей, но в гиперопекающей семье отделение невозможно. Если оно происходит, то это крайне болезненно для родителей и самого ребенка. В подростковом возрасте именно такой ребенок часто «срывается» и «восстает» против взрослых. Форма протеста всегда разная, начиная холодной вежливостью и заканчивая активным отпором.
В демократическом стиле родители концентрируются на личности ребенка, рассматривая его активную роль в семье и собственной жизни. Дети здесь воспитываются как самостоятельные и самобытные личности. В отличие от попустительского стиля общения, воспитание не пущено на самотек, а осуществляется под контролем родителей.
Коррекция стилей общения
Основной способ воздействия на общение и взаимодействие в семьях педагоги реализуют с помощью индивидуальной и групповой работы. Применяя разные виды деятельности, происходит укрепление связи семьи со школой для обеспечения единства воспитательного влияния. Педагог привлекает родителей к участию в работе с детьми во внеурочное время и в семье. Это способствует организации системы повышения педагогической культуры.
Психологи и педагоги принимают участие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений. Социальный педагог проводит целенаправленную работу с каждой неблагополучной семьей.
При следовании дифференцированному подходу, родители-активисты кропотливо работают для вовлечения каждого родителя педагогически запущенных подростков в общественно полезную деятельность. Работа над стилями общения может проводиться с помощью осуществления совместных мероприятий с детьми. Педагоги дают возможность родителям увидеть своих детей в деятельности и сравнить их с одноклассниками. В этом процессе четко прослеживаются потенциальные возможности каждого человека.
Одна из действенных форм коррекции семейного общения в проблемных семьях представлена дискуссиями, диалогами-конференциями по проблемам семейного воспитания детей и подростков.
Конференцию в виде диалога для родителей проводят как по обмену опытом воспитания детей, так и с помощью каких-то книг, статей на педагогическую тему (возможен комбинированный вариант). При коррекции семейного общения важно, чтобы в диалоге принимали участие родители, чтобы как можно больше родителей желало выступить. Вопросы, выносимые на обсуждение в ходе конференций, должны быть злободневными, острыми.
Конференция дает возможность в непринужденной обстановке, с приведением конкретных примеров осуществить выработку общих рекомендаций с определением путей решения проблем семейного воспитания в каждой отдельной ситуации. Для конференции должно быть характерно:
- Общность проблем,
- Участие в обсуждении широкого круга специалистов,
- Наличие заинтересованности в решении поставленных вопросов,
- Оценка своих действий и опыта семейного воспитания.
Результативность коррекции общения в семьях детей с девиантным поведением будет напрямую зависеть от умелого сочетания прямого и опосредованного воздействия на семью. Первый путь осуществляют образовательные учреждения, направляя усилия на рост культурного и педагогического уровня родителей.