Общие сведения о созависимости
В психологической литературе присутствует неоднозначность и непроработанность понятия «созависимость». Изначально оно пришло из области изучения зависимостей (алкогольных и химических) для описания личностного паттерна партнеров (как правило жен) зависимых людей. Дальнейшие разработки шли в направлении признания созависимости болезнью для людей не только находящихся в партнерских отношениях с зависимым человеком, но и в целом для круга близких людей.
Так или иначе, созависимость можно трактовать как психическое расстройство, которое развивается у человека, состоящего в любого рода отношениях с болезненным паттерном.
Многие авторы подчеркивают, что созависимость - это дисфункциональный способ реализации потребностей партнерами по отношениям. Другие авторы отмечают, что созависимость - это вид дисфункциональных отношений с другими людьми, при которых человек концентрируется вне своего «Я».
Существуют 2 основные парадигмы рассмотрения созависимости:
- теория встревоженной личности - утверждает, что изначальным механизмом развития созависимости является изначальная личностная проблематика созависимого человека, которую он пытается компенсировать в зависимом партнере, таким образом стимулируя его зависимость;
- теория стресса - утверждает, что отправной точкой для развития созависимости является не изначальное расстройство созависимого человека, а изначальное - это стрессовая ситуация (зависимость партнера), копинг-реакцией на которую является созависимость как механизм поддержания жизнедеятельности семьи.
Другие авторы отмечают, что созависимость - это некоторая обучающая система, сформированная еще в семейной модели поведения, где подавлялись проявления чувств.
Еще одной теорией возникновения созависимости является концепция о незавершенности формирования важной стадии развития в раннем детстве - это формирования личностной (психологической) автономии.
Основной группой риска для развития созависимости являются: дети, выросшие в зависимых семьях (где хотя бы один из членов семьи алкоголик или наркоман); люди, состоящие в отношениях с алкоголиками или наркоманами; люди, перенесшие насилие в детском возрасте; люди, перенесшие сексуальные домогательства в детском возрасте.
Психологи выделяют два основных уровня созависимости:
- Созависимость - как совокупность саморазрушающихся черт личности, сформированных еще в детском возрасте, которые формируют чувства, мысли и поведения личности таким образом, что она склонна вступать в зависимые формы поведения.
- Созависимость - как патологическое состояние, характеризующееся пагубным влечением и поглощенность в социальном, эмоциональном и даже физическом плане от другого человека (как правило, близкого или родственника).
Основной механизм формирования и виды созависимости
Основной механизм формирования созависимых отношений - это эмоциональный конфликт между страхом быть отвергнутым и страхом близости. Созависимые личности не способны к формированию зрелых и доверительных отношений с другими людьми: при ощущении близости они начинают паниковать из-за страха быть поглощенным партнером, а выход из отношений означает травматическое ощущение брошенности.
Таким образом, страх быть отвергнутым оказывается сильнее, и человек уходит в слияние со своим партнером. Наиболее часто созависимые люди выбирают следующие типы партнеров: эмоционально недоступные личности, у которых на первом месте - другой объект зависимости. А зависимые, в свою очередь, выбирают тех, у кого на первом месте будут они, но не допускают с ними близости.
В разных исследованиях данной проблемы, психологи отмечают, что для развития отношений созависимости у человека должна быть определенная личностная организация: слабые волевые процессы, нерешительность, убеждение в том, что кто-то должен заботиться обо мне, ожидание помощи, страх остаться одному, преобладание примитивных форм психологической защиты (регрессия, отрицание, проекция), низкая самооценка, выученная беспомощность, внешний локус контроля, неопределенность личных границ, недоверие к людям.
Основными видам созависимых отношений являются следующие:
- Растворение в другом человеке: человек живет жизнью своего партнера (его интересами, желаниями и ценностями), при этом перенимая представления партнера о себе в качестве самооценки (что является разрушительной подменой). В таком виде отношений партнер играет роль родителя, а созависимый человек передает ему всю свою ответственность за свою жизнь.
- Поглощение партнера: это обратная модель в сравнении с первой. Здесь созависимый человек берет на себя всю ответственность за жизнь другого человека, решая за него, что ему нравится, что ему нужно, и какие потребности надо удовлетворять. а какие нет. Это патологическое проявление гипероопеки, в которой созависимый человек инфантилизрует партнера, делая его зависимым от него же самого.
- Разрушение партнера: это форма созависимых отношений, построенных на разных видах насилия (физического и психологического). Человек либо стремится наполнить другого человека представлениями о самом себе (я могу все, а ты - ничего), либо просто разрушать личность партнера, что дает ему иллюзию контроля.
- Отражение в партнере: это форма созависимости, при которой ответственность за благополучие перекладывается на партнера. Причем, благополучие выражается в том, что партнер должен отражать идеализированные представления, а если он этого не делает, то им манипулируют, его игнорируют, относятся “холодно”.
Психодинамика и коррекция созависимости
Основные стадии развития созависимости сходны со стадиями развития обычных зависимостей:
- Нулевая стадия: происходят первые ситуации, в которых человек фиксирует свое внимание на зависимой личности. Формируется тревожность, которая стимулирует потребность в контроле.
- Первая стадия: происходят первые попытки контролировать зависимого, даже несмотря на явные деструктивные последствия для жизни и благополучия самого человека. Так формируется психическая зависимость, основной вектор которой строится на тяге к контролю зависимого человека. Эта стадия подкрепляется такими эмоциями, как стыд, чувство вины, жалость к себе, тревога - все это ведет к новым попыткам контролировать зависимого для снижения интенсивности этих эмоций.
- Вторая стадия: значительно сильно возрастает толерантность к психической боли, тяга к контролю становится сильнее, а сам объект зависимости слабее. Человек тратит больше ресурсов для “спасения” зависимого. На данной стадии также актуализируется абстинентный синдром: внутренняя опустошенность, обесценивание себя, суицидальные мысли, тревога, субдепрессивные фазы, раздражительность и несдержанность. Ради контакта с зависимым человек избегает любых альтернативных форм времяпрепровождения, фокус внимания сильно перемещается на партнера, происходит уход от реальности. В результате, собственная жизнь человека перестает быть подконтрольна ему, ведь весь контроль переносится на жизнь партнера.
- Третья стадия: характеризуется полным физическим и психическим истощением личности созависимого, человек воспринимает такую форму жизни как единственно возможную. Нередки поиски новой зависимости для возвращения комфортных ощущений (суицидальные попытки, деструктивное и аутоагрессивное поведение).
Основные задачи психокоррекции созависимости - это снятие психоэмоционального напряжения, замещение компульсивного стремления контролировать жизнь другого человека новыми установками и ценностью собственной жизни, работ на оптимизацию самооценки, раскрытие внутренних ресурсов личности, формирование новой системы взаимоотношений с окружающими людьми.
Основные этапы психокоррекции можно обозначить следующим образом:
- Осознание самого факта созависимости в отношениях: работа на преодоление сопротивления и снятие психологических защит.
- Коррекция навязчивого стремления контролировать жизнь близких людей.
- Коррекция навязчивого желания спасать близкого человека.
- Коррекция низкой самооценки созависимого.
- Стимулирование психологического и медицинского лечения зависимых близких людей.