Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к условиям высшей школы в РФ

Определение 1

Социально-психологическая адаптация — это процесс, в ходе которого человек приобретает определенный социально-психологический статус и овладевает соответствующими функциями.

Проблемы социально-психологической адаптации студентов

Адаптация зарубежных студентов к высшей школе нашей страны представляет большой научный интерес с теоретической и практической точки зрения. До сегодняшнего дня вопрос адаптации студентов из государств Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки оказался недостаточно освещенным в отечественной и зарубежной психологической науке.

Труды российских и зарубежных исследователей главным образом посвящены узким (специфическим) проблемам, имея в своей основе только теоретические разработки (иностранные публикации американских, английских и австралийских ученых) или прикладные аспекты единственной локальной проблемы.

Объединение теоретических и прикладных сторон исследования проблем адаптации иностранных студентов к высшей российской школе представляет собой актуальную и важную сторону совершенствования современного высшего образования. В частности, данная тема проявляется с помощью его интернационализации.

Сегодня общее число студентов и прочих категорий учащихся, проходящих курс обучения или повышения квалификации за рубежом, составляет в мировом масштабе примерно 1,5 миллиона человек. Примерно 2 человека из 100, которые обучаются в высшей школе в мире, — это зарубежные студенты. Высшей школой развитых государств принимается примерно 1,1 миллионов иностранных студентов, развивающихся стран — примерно 100 тысяч человек.

При проявлении активизации мобильности сформировалась сеть региональных и международных учебных заведений или небольших подразделений в традиционных вузах. Для них присущ межнациональный состав студентов, финансирование и управление, которое осуществляется совместно группой государств.

«Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к условиям высшей школы в РФ» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Наша страна пока не является членом Европейских программ академической мобильности. На всю отечественную высшую школу распространена лишь программа ЕС, называемая ТЕМПУС II. Ее цель состоит в реформировании российской высшей школы.

Трудности адаптации зарубежных студентов

Все особенности иностранного контингента обусловили те трудности, которые зарубежные студенты особо остро испытывают в первый год пребывания на новом месте. Они включают:

  • Адаптационные трудности языкового, понятийного, нравственно-информационного, климатического, бытового и коммуникативного уровня;
  • Психофизиологические трудности, которые относятся к переустройству личности в условиях первоначальной адаптации и «вхождению» в новую макро- (этносоциальная и этнокультурная) и микро- (межнациональная по горизонтали и управляемая по вертикали) среду;
  • Учебные (познавательные) трудности, которые связаны с языковым барьером;
  • Преодоление разницы в системах образования;
  • Привыкание к новым требованиям и системе контролирования знаний;
  • Адаптация к организации учебного процесса, выстраиваемого в соответствии с принципами саморазвития личности, «наращивания» знаний, привития навыка самостоятельности;
  • Коммуникативные сложности, проявляющиеся по вертикали (например, с руководством факультета, преподавателями и сотрудниками) и по горизонтали (межличностное общение в рамках межнациональной малой учебной группы, потока, общежития и др.);
  • Трудности в быту (отсутствие навыков самостоятельности решения проблем).

Все трудности адаптации связаны друг с другом и могут представлять собой психологический барьер. Его преодоление сопряжено с психической (душевной), личностной, эмоциональной, интеллектуальной, физической перегрузкой.

Предвузовская подготовка как решение проблемы адаптации студентов вузов

Существующая традиция предполагает, что большинство иностранных студентов, которые прибывают на обучение в вузы РФ, должны пройти курс предвузовской подготовки. Он позволяет более быстро адаптироваться и дает право поступления на основные факультеты.

Подготовка, предшествующая обучению, — это начальная стадия «вхождения» личности в новую макросреду и микросреду. Большая доля иностранных учеников обладает низким уровнем информированности о политической, экономической и социальной системе нашей страны. Они не имеют представлений о наших нормах, обычаях, традициях и культуре; не знают особенностей народа и существующей системы высшего образования.

Замечание 1

У иностранных студентов в России впервые проявляется проблема интернационализации. Им необходимо общаться с носителями разных социальных, этнических, национальных культур и норм. По этой причине среди задач факультетов предвузовской подготовки на этой стадии стоит обеспечение условий, предполагающих снятие возможных трудностей, которые вызваны перечисленными факторами.

Во-вторых, подготовка считается стадией социализации и адаптации личности в новых условиях. Зарубежные студенты являются социализированными зрелыми личностями, формирование которых происходило под воздействием среды воспитания. Как правило, для них присуща определенная жизненная позиция, целевые установки, система ценностей и ценностные ориентации. Помимо перечисленного, каждый из них наделен собственными специфическими особенностями (этническими, национально-психологическими, психофизиологическими, личностными и др.).

Зарубежный студент, включаемый в новую макро- и микросреду, начинает чаще всего испытывать естественный дискомфорт. Это обусловлено тем, что происходит переустройство, меняются психофизиологические процессы личности. В начальный период адаптации человек находится в «шоковом» состоянии (состояние стресса. Он информационно перенасыщен на всех уровнях (в рамках учебного процесса и вне его), поэтому может возникнуть эмоциональная перегрузка. Адаптация необходима и на бытовом уровне, поскольку студент должен самостоятельно распределять бюджет, обеспечивать и обслуживать себя.

На данной стадии задачи психолога включают:

  • Наделение студентов механизмом самостоятельной регуляции и помощь в овладении им;
  • Формирование комфортных условий для исключения психофизиологических трудностей (например, с помощью регулярного медицинского обследования);
  • Психологическая поддержка (например, «дозирование» информационного потока) и др.
Дата последнего обновления статьи: 20.08.2025