Социально-психологическая адаптация — это процесс, в ходе которого человек приобретает определенный социально-психологический статус и овладевает соответствующими функциями.
Проблемы социально-психологической адаптации студентов
Адаптация зарубежных студентов к высшей школе нашей страны представляет большой научный интерес с теоретической и практической точки зрения. До сегодняшнего дня вопрос адаптации студентов из государств Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки оказался недостаточно освещенным в отечественной и зарубежной психологической науке.
Труды российских и зарубежных исследователей главным образом посвящены узким (специфическим) проблемам, имея в своей основе только теоретические разработки (иностранные публикации американских, английских и австралийских ученых) или прикладные аспекты единственной локальной проблемы.
Объединение теоретических и прикладных сторон исследования проблем адаптации иностранных студентов к высшей российской школе представляет собой актуальную и важную сторону совершенствования современного высшего образования. В частности, данная тема проявляется с помощью его интернационализации.
Сегодня общее число студентов и прочих категорий учащихся, проходящих курс обучения или повышения квалификации за рубежом, составляет в мировом масштабе примерно 1,5 миллиона человек. Примерно 2 человека из 100, которые обучаются в высшей школе в мире, — это зарубежные студенты. Высшей школой развитых государств принимается примерно 1,1 миллионов иностранных студентов, развивающихся стран — примерно 100 тысяч человек.
При проявлении активизации мобильности сформировалась сеть региональных и международных учебных заведений или небольших подразделений в традиционных вузах. Для них присущ межнациональный состав студентов, финансирование и управление, которое осуществляется совместно группой государств.
Наша страна пока не является членом Европейских программ академической мобильности. На всю отечественную высшую школу распространена лишь программа ЕС, называемая ТЕМПУС II. Ее цель состоит в реформировании российской высшей школы.
Трудности адаптации зарубежных студентов
Все особенности иностранного контингента обусловили те трудности, которые зарубежные студенты особо остро испытывают в первый год пребывания на новом месте. Они включают:
- Адаптационные трудности языкового, понятийного, нравственно-информационного, климатического, бытового и коммуникативного уровня;
- Психофизиологические трудности, которые относятся к переустройству личности в условиях первоначальной адаптации и «вхождению» в новую макро- (этносоциальная и этнокультурная) и микро- (межнациональная по горизонтали и управляемая по вертикали) среду;
- Учебные (познавательные) трудности, которые связаны с языковым барьером;
- Преодоление разницы в системах образования;
- Привыкание к новым требованиям и системе контролирования знаний;
- Адаптация к организации учебного процесса, выстраиваемого в соответствии с принципами саморазвития личности, «наращивания» знаний, привития навыка самостоятельности;
- Коммуникативные сложности, проявляющиеся по вертикали (например, с руководством факультета, преподавателями и сотрудниками) и по горизонтали (межличностное общение в рамках межнациональной малой учебной группы, потока, общежития и др.);
- Трудности в быту (отсутствие навыков самостоятельности решения проблем).
Все трудности адаптации связаны друг с другом и могут представлять собой психологический барьер. Его преодоление сопряжено с психической (душевной), личностной, эмоциональной, интеллектуальной, физической перегрузкой.
Предвузовская подготовка как решение проблемы адаптации студентов вузов
Существующая традиция предполагает, что большинство иностранных студентов, которые прибывают на обучение в вузы РФ, должны пройти курс предвузовской подготовки. Он позволяет более быстро адаптироваться и дает право поступления на основные факультеты.
Подготовка, предшествующая обучению, — это начальная стадия «вхождения» личности в новую макросреду и микросреду. Большая доля иностранных учеников обладает низким уровнем информированности о политической, экономической и социальной системе нашей страны. Они не имеют представлений о наших нормах, обычаях, традициях и культуре; не знают особенностей народа и существующей системы высшего образования.
У иностранных студентов в России впервые проявляется проблема интернационализации. Им необходимо общаться с носителями разных социальных, этнических, национальных культур и норм. По этой причине среди задач факультетов предвузовской подготовки на этой стадии стоит обеспечение условий, предполагающих снятие возможных трудностей, которые вызваны перечисленными факторами.
Во-вторых, подготовка считается стадией социализации и адаптации личности в новых условиях. Зарубежные студенты являются социализированными зрелыми личностями, формирование которых происходило под воздействием среды воспитания. Как правило, для них присуща определенная жизненная позиция, целевые установки, система ценностей и ценностные ориентации. Помимо перечисленного, каждый из них наделен собственными специфическими особенностями (этническими, национально-психологическими, психофизиологическими, личностными и др.).
Зарубежный студент, включаемый в новую макро- и микросреду, начинает чаще всего испытывать естественный дискомфорт. Это обусловлено тем, что происходит переустройство, меняются психофизиологические процессы личности. В начальный период адаптации человек находится в «шоковом» состоянии (состояние стресса. Он информационно перенасыщен на всех уровнях (в рамках учебного процесса и вне его), поэтому может возникнуть эмоциональная перегрузка. Адаптация необходима и на бытовом уровне, поскольку студент должен самостоятельно распределять бюджет, обеспечивать и обслуживать себя.
На данной стадии задачи психолога включают:
- Наделение студентов механизмом самостоятельной регуляции и помощь в овладении им;
- Формирование комфортных условий для исключения психофизиологических трудностей (например, с помощью регулярного медицинского обследования);
- Психологическая поддержка (например, «дозирование» информационного потока) и др.