Социально-перцептивные стереотипы — это составляющие процесса общения людей друг с другом. Перцепция представляет собой процесс и результат восприятия индивидом явлений окружающего мира и самого себя.
Признаки социально-перцептивных стереотипов
В ходе коммуникации люди кроме передачи определенных сведений постоянно воспринимают друг друга. В этой ситуации для понимания и оценки собеседников за основу берутся различные эталоны, которые были названы социально-перцептивные стереотипы.
Стереотипы являются упорядоченными, схематичными, детерминированными культурой картинками мира в голове человека. Они призваны экономить его усилия в процессе восприятия сложных социальных объектов и защищать его ценности, позиции и права.
В своих исследованиях ученые выделили четыре признака стереотипов:
- Первый из них состоит в том, что стереотипы являются упрощённой формой реальности, выраженной с помощью 2-3 предложений.
- Второй признак заключается в том, что человек чаще черпает стереотипы из определенных источников (например, в ходе общения, из средств массовой информации), а не формулирует их самостоятельно.
- Третий признак представлен ложностью стереотипов, которая обусловлена тем, что ими человеку приписываются некоторые черты и личностные качества, которыми он якобы должен обладать лишь по причине принадлежности к соответствующей группе.
- Четвёртый признак социально-перцептивных стереотипов представлен их устойчивостью. Его суть состоит в том, что даже при наличии явного и неопровержимого факта, подтверждающего, что стереотип не соответствует действительности, человек не может отказаться от него и утверждает, что это несоответствие является исключением из правил.
Свойства социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и их классификация
Стереотипизация в учебном процессе представляет собой приписывание человеку качеств личности в соответствии с эталоном. Социально-перцептивная стереотипизация обозначалась в науке в качестве конкретных эталонов, формируемых у человека под воздействием общества, окружающих людей и взаимодействия с ними. Они используются человеком для оценки других.
Важное свойство социально-перцептивных стереотипов представлено предвзятостью. Пример его проявления можно увидеть при устойчивом негативном отношении учащегося ко всем членам той или иной группы (например, класса) по причине негативного опыта взаимодействия с кем-либо одним из этой группы.
Ещё одно свойство – это ригидность. Она заключается в стабильности и неизменяемости на протяжении долгого времени. Люди, которые подвержены влиянию стереотипа, долго сопротивляются получению и восприятию любой информации, которая направлена на разрушение стереотипа. Наряду с этим, для социально-перцептивных стереотипов присуща некоторая гибкость и пластичность, обусловленная способностью стереотипа меняться в соответствии с объективными социальными, экономическими или политическими переменами.
В науке разработано несколько классификаций социально-перцептивных стереотипов. Автором одной из них является Панферов В.Н. Этот ученый положил в основу классификации объекты стереотипизации. По его классификации социально-перцептивные стереотипы можно разделить на три группы:
- Антропологические;
- Социальные;
- Эмоциональные (экспрессивные).
Реан А.А. является автором более развёрнутой классификации. Он разделил социально-перцептивные стереотипы по объекту стереотипизации на 6 групп, выделяя стереотипы:
- Антропологические (зависимость оценки личности и ее психологических качеств от антропологических признаков, например, внешнего вида);
- Этнические (национальные), обозначающие зависимость оценки от принадлежности лица к определенной этнической группе или нации;
- Социальные (статусные), проявляющиеся в зависимости от оценки психологических качеств и сторон личности от наличия социального статуса;
- Социальные (ролевые), проявляющиеся в зависимости оценки от внешнего вида и степени привлекательности человека (внешний вид здесь представлен физической красотой, привлекательной одеждой, манерой выражения эмоций);
- Экспрессивные (эстетические);
- Вербальные (поведенческие), зависящие от особенностей речи человека.
Рождественская Н.А. взяла за основу классификации стереотипов их содержание. Она предлагает классифицировать социально-перцептивные стереотипы на две группы. Первая из них характеризует людей в качестве членов определенных национальных, социальных и политических групп. Вторая рассматривает стереотипы, которые характеризуют личностные особенности индивидов по их поведению, внешности и физическим качествам.
Проявление социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе
Стереотипы проявляются в учебном процессе через познание учителем личности учащихся. Одна из особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе представлена тем, что стереотипы у учителя, как правило, формируются под влиянием собственного педагогического опыта, а не под воздействием СМИ (средств массовой информации).
Еще одна особенность представляет собой определённые специфические педагогические социально-перцептивные стереотипы. Примером может быть разделение на «отличников», «двоечников», «активистов класса», «приёмных детей» и др.
Набор стереотипных качеств не считается универсальным, так как все педагоги имеют разный опыт взаимодействия с учениками. Этот факт подчеркнул то, что любой социально-перцептивный стереотип обладает субъективно-индивидуальным характером.
Педагогические социально-перцептивные стереотипы являются индивидуальными по содержанию. Тем не менее, они нашли распространение среди большинства педагогов. Сегодня очень популярен, например, стереотип о связи успеха в учебной деятельности учащегося с чертами его личности.