Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе

Определение 1

Социально-перцептивные стереотипы — это составляющие процесса общения людей друг с другом. Перцепция представляет собой процесс и результат восприятия индивидом явлений окружающего мира и самого себя.

Признаки социально-перцептивных стереотипов

В ходе коммуникации люди кроме передачи определенных сведений постоянно воспринимают друг друга. В этой ситуации для понимания и оценки собеседников за основу берутся различные эталоны, которые были названы социально-перцептивные стереотипы.

Определение 2

Стереотипы являются упорядоченными, схематичными, детерминированными культурой картинками мира в голове человека. Они призваны экономить его усилия в процессе восприятия сложных социальных объектов и защищать его ценности, позиции и права.

В своих исследованиях ученые выделили четыре признака стереотипов:

  • Первый из них состоит в том, что стереотипы являются упрощённой формой реальности, выраженной с помощью 2-3 предложений.
  • Второй признак заключается в том, что человек чаще черпает стереотипы из определенных источников (например, в ходе общения, из средств массовой информации), а не формулирует их самостоятельно.
  • Третий признак представлен ложностью стереотипов, которая обусловлена тем, что ими человеку приписываются некоторые черты и личностные качества, которыми он якобы должен обладать лишь по причине принадлежности к соответствующей группе.
  • Четвёртый признак социально-перцептивных стереотипов представлен их устойчивостью. Его суть состоит в том, что даже при наличии явного и неопровержимого факта, подтверждающего, что стереотип не соответствует действительности, человек не может отказаться от него и утверждает, что это несоответствие является исключением из правил.

Свойства социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и их классификация

«Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Стереотипизация в учебном процессе представляет собой приписывание человеку качеств личности в соответствии с эталоном. Социально-перцептивная стереотипизация обозначалась в науке в качестве конкретных эталонов, формируемых у человека под воздействием общества, окружающих людей и взаимодействия с ними. Они используются человеком для оценки других.

Важное свойство социально-перцептивных стереотипов представлено предвзятостью. Пример его проявления можно увидеть при устойчивом негативном отношении учащегося ко всем членам той или иной группы (например, класса) по причине негативного опыта взаимодействия с кем-либо одним из этой группы.

Ещё одно свойство – это ригидность. Она заключается в стабильности и неизменяемости на протяжении долгого времени. Люди, которые подвержены влиянию стереотипа, долго сопротивляются получению и восприятию любой информации, которая направлена на разрушение стереотипа. Наряду с этим, для социально-перцептивных стереотипов присуща некоторая гибкость и пластичность, обусловленная способностью стереотипа меняться в соответствии с объективными социальными, экономическими или политическими переменами.

В науке разработано несколько классификаций социально-перцептивных стереотипов. Автором одной из них является Панферов В.Н. Этот ученый положил в основу классификации объекты стереотипизации. По его классификации социально-перцептивные стереотипы можно разделить на три группы:

Реан А.А. является автором более развёрнутой классификации. Он разделил социально-перцептивные стереотипы по объекту стереотипизации на 6 групп, выделяя стереотипы:

  • Антропологические (зависимость оценки личности и ее психологических качеств от антропологических признаков, например, внешнего вида);
  • Этнические (национальные), обозначающие зависимость оценки от принадлежности лица к определенной этнической группе или нации;
  • Социальные (статусные), проявляющиеся в зависимости от оценки психологических качеств и сторон личности от наличия социального статуса;
  • Социальные (ролевые), проявляющиеся в зависимости оценки от внешнего вида и степени привлекательности человека (внешний вид здесь представлен физической красотой, привлекательной одеждой, манерой выражения эмоций);
  • Экспрессивные (эстетические);
  • Вербальные (поведенческие), зависящие от особенностей речи человека.

Рождественская Н.А. взяла за основу классификации стереотипов их содержание. Она предлагает классифицировать социально-перцептивные стереотипы на две группы. Первая из них характеризует людей в качестве членов определенных национальных, социальных и политических групп. Вторая рассматривает стереотипы, которые характеризуют личностные особенности индивидов по их поведению, внешности и физическим качествам.

Проявление социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

Стереотипы проявляются в учебном процессе через познание учителем личности учащихся. Одна из особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе представлена тем, что стереотипы у учителя, как правило, формируются под влиянием собственного педагогического опыта, а не под воздействием СМИ (средств массовой информации).

Еще одна особенность представляет собой определённые специфические педагогические социально-перцептивные стереотипы. Примером может быть разделение на «отличников», «двоечников», «активистов класса», «приёмных детей» и др.

Набор стереотипных качеств не считается универсальным, так как все педагоги имеют разный опыт взаимодействия с учениками. Этот факт подчеркнул то, что любой социально-перцептивный стереотип обладает субъективно-индивидуальным характером.

Педагогические социально-перцептивные стереотипы являются индивидуальными по содержанию. Тем не менее, они нашли распространение среди большинства педагогов. Сегодня очень популярен, например, стереотип о связи успеха в учебной деятельности учащегося с чертами его личности.

Дата последнего обновления статьи: 24.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot