Под высшей психической деятельностью в психологической литературе понимают совокупность сложноорганизованных психических процессов, к которым относят воображение, восприятие, мышление, речь и память
Указанные процессы выступают социально обусловленными по своей природе, опосредованными по своему психологическому строению и произвольными по способу существования. Главным отличием указанных процессов выступает тот факт, что они выступают своеобразными «психологическими орудиями» (Л. С. Выготский), психическими новообразованиями, возникшими в результате длительного периода общественно-исторического развития человечества.
Отличительные характеристики высшей психической деятельности
Основными специфическими сущностными характеристиками высшей психической деятельности выступают следующие:
- произвольность – характеристика, которая подразумевает тот факт, что человек самостоятельно управляет собственной деятельностью, осознает собственные функции, осуществляет собственную деятельность в определенном направлении с целью достижения возможного результата, анализируя накопленный экзистенциальных опыт и корректируя собственное поведение в соответствии с изменившимися условиями;
- опосредованность – характеристика, подразумевающая использование средств. Категория опосредованности находит свое отражение в способах функционирования высшей психической деятельности;
- социальность происхождения высшей психической деятельность определяется тем фактом, что ее возникновение обусловлено социальным взаимодействием, функционирование имеет социальную значимость.
Интериоризация как инструмент формирования высшей психической деятельности
Возникновение и развитие высшей психической деятельности во многом обусловлено процессом интериоризации.
Благодаря интериоризации психика личности приобретает способность оперировать образами объектов окружающей социально-природной реальности. Указанный процесс позволяет личности выйти за пределы текущего момента, свободно перемещаться во времени и пространстве.
Важнейшим инструментом реализации интериоризации выступает слово, речь, речевые действия. В структуре слова закрепляются существенные свойства и характеристики объектов, способы оперирования информацией, разработанные на протяжении исторического развития человечества. Благодаря слову человек избавляется зависимости от данной извне ситуации, которая определяет поведение животных. Соответственно, овладение речью одновременно представляет собой процесс усвоения существенных характеристик объектов, опыта человечества, череды поколений.
Интериоризация не относится к одному определенному процессу, но в равно степени определяет социальные формы всей совокупности психических процессов высшей психической деятельности. В результате реализации интериоризации осуществляется формирование ряда устойчивых социальных структур психики, на основании которых возникает и функционирует сознание.
Связь коммуникации и интериоризации
Между коммуникативными процессами и процессами интериоризации существует тесная взаимосвязь: общение играет ведущую роль в процессе формирования умственных способностей, и именно интериоризация принимает активное участие в процессах формирования.