Филогенезом психология называет процесс изменения психики человечества в ходе его эволюции. Материальная, духовная культура человечества являются объективной формой воплощения достижений психического развития человека.
Развитие психики в филогенезе имеет свои тенденции и особенности. Основными тенденциями её развития являются следующие:
- Усложнение форм поведения – формы двигательной активности;
- Способность к индивидуальному научению и их совершенствование;
- Как следствие и как фактор предыдущих тенденций – усложнение форм психического отражения.
К особенностям развития психики относятся:
- На каждой новой ступени развития идет усложнение деятельности, связывающей животное с окружающим миром. Новая форма возникает сразу за усложнением и открывает дорогу для дальнейшего развития. Если на первой ступени зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета, то на следующей ступени возникали уже отношения между предметами;
- Существует несовпадение биологической и психологической линий развития животных. Это значит, что более высокая ступень развития животного совсем не говорит о высоком уровне развития его психики.
Отечественная психология рассматривает развитие психики в филогенезе на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.
Главной отличительной особенностью психики человека является наличие сознания, а это единство высших психических функций, те самые качества, которые отличают человека от животного. Сознание и личность возникают на определенной стадии культурной эволюции человека.
Физиологический уровень развития психики
На этом уровне развития психики выделяется несколько этапов:
- Первый этап рассматривает начало зарождающейся на Земле жизни, когда уже наметились две основные формы изменчивости прообразов нервных клеток с окружающей средой. Одноклеточные организмы разделились на две самостоятельные ветви, реализуемые у растений и животных. На данном этапе простейшему организму присуща такая форма физиологического отражения окружающей среды, как раздражимость. Она лежит в основе разделения на ветви. Раздражимость представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием тепловых, световых, химических раздражителей;
- На следующем этапе раздражимость вызывает процессы приспособления, которые уравновешивают состояние организма со средой. Мир растений остановился на физиологической форме отражения, а мир животных продолжил процессы усовершенствования, в результате чего сформировался новый тип раздражимости – чувствительность. Она выступает как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. С появлением чувствительности начинается эволюция психического отражения окружающего мира;
- В пределах третьего этапа развития психики возникают ощущения, проявляющиеся в отражении нервной клеткой конкретных температур, световых, химических характеристик предметов и явлений, воздействующих на неё;
- На последнем этапе возникает качественно новый вид физиологического отражения объективной действительности, в основе которой лежит объединение нервных ощущений в систему. В результате возникает восприятие. Продолжающееся объединение нервных клеток приводит к образованию нового совершенного органа – мозговой трубки, а затем спинного и головного мозга. Таким образом, наряду с физиологическим отражением появляется психическое отражение мира.
Элементарный психический уровень филогенеза
В рамках нескольких самостоятельных этапов рассматривается формирование элементарного психического уровня развития психики в филогенезе:
- На первом этапе возникают простейшие психические реакции организма животных, они получили название рефлексов, т.е. ответных реакций организма на действие раздражителя. Все акты сознательной и бессознательной жизни, как экспериментально доказал И.М. Сеченов, по способу своего происхождения являются рефлексами. Они имеют свое развитие – чувственное возбуждение, продолжающийся психический акт и мышечное движение;
- Формирование однообразных рефлексивных действий на внешние и внутренние раздражители происходит на втором этапе элементарного филогенеза. Еще И.П. Павлов установил, что рефлекс, лежащий в основе нервной деятельности живого организма, представляет собой не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. Причем, он выделил условный рефлекс, т.е. временный и безусловный рефлекс – постоянный;
- Закрепление в организме и передача по наследству безусловных рефлексов происходит уже на третьем этапе эволюции. Это приводит к образованию инстинктов – совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных. Они проявляются в поведении и обеспечивают и обеспечивают их существование. На первых порах формирование инстинктов было обусловлено такими биологическими потребностями, как забота о питании, продолжении рода и др. В дальнейшем происходило их совершенствование, в результате чего появлялось новое содержание – ориентировочное, защитное, поисковое. Так как безусловных связей в изменчивой среде недостаточно, то важно учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты взаимодействие организма обеспечивают только со стабильной средой. В работе нервной системы более сложным процессом является образование условных рефлексов, которые стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде. Условные рефлексы могут вырабатываться на сигналы безусловных раздражителей, но только через второй, третий, четвертый раздражители;
- На четвертом этапе дальнейшее развитие нервной системы дает возможность в рефлексивном поведении опираться на сочетание различных реакций одновременно действующих раздражителей. Организм совершенствуется, а вместе с этим изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые, более совершенные;
- И, наконец, на четвертом этапе появляется новый вид психической деятельности – навык. Образование навыка было обусловлено способностью легко менять формы поведения.
Различие психики человека и животного
Главное отличие заключается в условиях её развития – животное развивается по законам биологической эволюции, а человек покоряется общественно-историческим законам развития. Анализ этих различий более понятно и наглядно будет выглядеть в виде таблицы, которая предложена ниже.
Таблица
Разногласия психики человека и животного
По теории Ч. Дарвина, главным фактором превратившим обезьяну в человека, а стадо в общество, являлась трудовая деятельность, осуществляемая людьми при общем изготовлении и использовании орудий.