Рост интереса к личности человека приводит к развитию психологических наук, появлению новых научных течений.
Одной из молодых перспективных научных отраслей выступает психология развития – область научного знания, направленная на выявление закономерностей формирования психики личности, механизмов, закономерностей данного процесса, функционального потенциала и генезиса психики.
Направления исследований психологии развития
Возрастная психология подразделяется на ряд отдельных направлений, включая следующие:
- детская психология, направленная на изучение механизмов и закономерностей развития детской психики;
- психология младшего школьного возраста;
- психология подростка;
- психология юности;
- акмеология;
- герантопсихология.
Каждое из указанных направлений изучает особенности психического развития в рамках определенного возрастного периода, акцентируя внимание на динамике количественных и качественных психических изменений, новообразований.
Объект и предмет научного направления
Объектом генетической психологии выступает процесс возрастного психологического развития.
Предметом изучения являются движущие силы, источники, закономерности и оптимальные условия психологического развития личности; сам процесс развития личности.
Задачи психологии развития как научной отрасли
Задачи научного направления формулируются исходя из проблем, которые на данном этапе развития сферы научного знания остаются недостаточно разработанными, исходя из требований социального заказа и проблемных областей в практике реализации образовательно-воспитательного процесса, социализации ребенка, его адаптации к требованиям общества.
На современном этапе развития психологии развития осуществляется активное переосмысление эталонов образования, формируются новые подходы к пониманию модели выпускника образовательных учреждений, озвучиваются новые требования к уровню сформированности профессиональных компетенций. Соответственно, повышается актуальность определения сенситивных периодов, образовательно-воспитательный потенциал которых позволит оптимизировать формирование отдельных психологических личностных качеств и свойств, социально значимых на конкретном историческом этапе развития общества.
По сегодняшний день в современной психологии развития отсутствуют конкретные показатели всех сторон развития психики ребенка, которые должны быть достигнуты на определенном возрастном этапе. Отсутствие возрастных нормативов развития психических характеристик и качеств существенно затрудняет оценку эффективности реализации целенаправленного педагогического воздействия.
В наиболее общем виде задачи психологии развития могут быть сведены к следующим:
- Неравномерность изучения различных возрастных этапов, отсутствие целостности в процессе исследования развития психики (чаще всего, отдельные исследователи акцентируют внимание на уровне сформированности отдельных личностных качеств, а не всей совокупности свойств и новообразований);
- Остаются недостаточно исследованными переходные возрастные периоды, критические точки развития;
- Мало исследованным остается образовательно-воспитательный потенциал конкретного возрастного периода;
- Накопленные теоретические знания слабо используются в психологической практике.
Психология развития выступает фундаментальной научной областью. Классическими задачами направления является разработка проблем условий, источников, предпосылок развития психики, общих и частных закономерностей и механизмов психического и личностного развития.
Следует отметить, что задачи научного направления во многом обусловлены требованиями конкретного исторического периода развития социума, соответственно, в условиях постоянно изменяющейся объективной реальности общество выдвигает новые актуальные задачи.