Симптомы кризиса 3 лет у ребенка
Впервые кризис трех лет описала Эльза Келер в своей работе «О личности трехлетнего ребенка». Она сформулировала основные симптомы этого кризиса:
- негативизм, выражающийся в отрицательной реакции по отношению к другим людям, в отказе подчиняться требованиям взрослых;
- упрямство, проявляемое в настаивании на своем требовании, решении, таким образом, происходит выделение личности ребенка;
- строптивость, которая в своем проявлении очень близка к упрямству и негативизму, но носит более безличный и генерализованный характер;
- своеволие, то есть стремление ребенка к эмансипации от взрослых, к самостоятельности намерений и замыслов;
- обесценивание взрослых;
- бунт-протест, проявляющийся в регулярных ссорах с родителями;
- деспотизм, который чаще встречается в семьях, где ребенок единственный и проявляется в деспотической власти по отношению ко всему окружающему миру.
Трансформация социальных связей и феномен «Я сам»
Ребенок во время кризиса трех лет не просто отстраняется от взрослых и рвет с ними социальные связи, а пытается создать новые отношения с окружающими, более высокого уровня. Криз данного возрастного периода – прежде всего, кризис социальных отношений с выделением своего «Я».
К концу периода раннего возраста у ребенка наблюдается тенденция к самостоятельной деятельности. В этот период взрослые перестают быть закрытыми для ребенка способом и предметом действий с ним, а раскрываются и выступают носителями образцов отношений и действий в окружающей среде.
Феномен под условным названием «Я сам» означает возникновение самостоятельности и отделение ребенка от взрослого. Результат такого отделения – возникновение взрослых в детской жизни. Мир детской жизни превращается в мир людей из мира предметов.
Трансформация отношений возможна только при условии отделения ребенка от взрослых людей. И признаки этого отделения проявляются в симптоматике кризиса трех лет описанной выше. Следует отметить, что на протяжении всего раннего возраста ребенок пытается выделить свою позицию в семье, в той социальной структуре, где происходит его развитие. Сегодня доказано, что структура семьи оказывает влияние на психическое развитие ребенка.
В речи ребенка также ярко проявляется процесс отграничения и отгораживания собственного «Я» от «Другого» путем противопоставления. Ребенок может достаточно громко выражать разницу между собой и другими людьми, присутствующих вместе с ним в актуальной социальной ситуации. В результате такого процесса ребенок обретает способность не просто воспринимать себя как существо самостоятельное, но и обозначать местоимением «Я» самого себя. По окончании периода раннего возраста речь детей обретает характер орудия, которое регулирует распад старой социальной ситуации развития.
Все симптомы трехлетнего кризиса свидетельствуют о появлении у ребенка желания проявить собственное «Я». Ребенок сам ищет ситуации и поводы, когда он может себя противопоставить взрослому человеку.
За феноменом «Я сам» скрывается возникновение и приобретение ребенком собственной динамики развития каких-то желаний. В младенчестве ребенок хочет того, что хочет взрослый, в раннем возрасте ребенок значительно чаще хочет сам, но при этом хотеть он должен только то, что хочет взрослый. Но уже к концу периода раннего возраста детские желания становятся обобщенными, и кризис проявляется тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан. У ребенка в раннем возрасте возникают только единичные аффекты и именно поэтому в этом возрасте его легко воспитывать, лишь переключая внимание.
В определенных ситуациях необходимо отложить исполнение желания ребенка, пообещав ему что-то в ближайшем будущем. Параллельно с этим у ребенка имеется тенденция к немедленной реализации желаний. Важно понять действительное содержание желаний ребенка. Обобщенные желания ребенка заключаются в его стремлении действовать самому и также как взрослые люди. Появление таких тенденций меняет формулу возраста. Так ребенок преддошкольного возраста делает то, что он хочет, но при этом часто он хочет именно того, что хочет взрослый и ребенок более старшего дошкольного возраста делает тоже то, что хочет он, но при этом действовать ему чаще приходится именно через обобщенные желания.
Новообразования кризиса трех лет ведут ребенка к самостоятельной деятельности, очень похожей на деятельность взрослых. Взрослые в этот период выступают для ребенка образцами, и у ребенка появляется желание действовать также как они. Данная тенденция проходит через все детство. Парадокс заключается в том, что ребенок, отделяясь от взрослого, параллельно устанавливает с ним более глубокие отношения.