Роже Кузине (30 ноября 1881 – 5 апреля 1973) – французский педагог, теоретик нового воспитания.
Краткие биографические данные
Биографические данные чрезвычайно скудны. Известно, что Р. Кузине родился в 1881 году в Париже.
На протяжении 1910-1941-хх гг. работал инспектором в начальных школах.
В 1941 году его пригласили на кафедру педагогики в парижский университет в качестве профессора.
Педагогическая деятельность Р. Кузине сопровождалась участием в открытии, а затем в работе в качестве руководителя журналов «Новое воспитание» (1920-1939 гг.) и «Воспитание и развитие» (первый выпуск журнала был организован в 1964 году).
Разработал и апробировал в течение длительного времени методику организации свободной групповой работы, суть которой заключается в организации деятельности школьников 8-9-летнего возраста в группах по 5-6 человек. Объединение в группы происходит по желанию детей, группам предлагаются перечни, содержащие темы и задания, из которого осуществляется выбор интересующих заданий. Учитель выполняет роль наблюдателя за работой в группе, при необходимости проводит консультации и контролирует результат работы. Элементы данной методики применяются и в современных начальных школах во Франции.
Умер в 1973 году, прожив насыщенную долгую жизнь, оставил значительный след в истории педагогической мысли.
Вклад в науку
Педагогические идеи Р. Кузине касались организации обучения детей младшего школьного возраста.
В качестве основной идеи работы школы считал организацию процесса обучения не как осуществление воздействия учителей на учеников, но как осуществление учеников работы над собственным развитием, в связи с чем был сторонником упразднения традиционного обучения.
В качестве основного метода обучения предлагал использовать активные методы, в частности, метод работы в группе. Успешность применения данного метода заключалась в полной свободе выбора познавательной деятельности. В ходе использования данного метода организовывалась вся деятельность детей – они жили, трудились, общались в командах, данный метод способствовал развитию скромности, настойчивости, терпимости и инициативы.
Познавательная деятельность младших школьников включала в себя набор интеллектуальных занятий – естественнонаучных, исторических, географических. Творческая деятельность включала занятия искусством, организацию игр-драматизаций и ручного труда.
В контексте использования работы в группе, Р. Кузине размышлял над методикой преподавания истории и географии в школах. Педагог пришёл к выводу о том, что в содержание исторического материала должно входить не изучение политической истории, истории правительств и воин, а интересующая детей эволюция окружающего мира, им гораздо интереснее узнавать историю различных вещей, жилища, предметов, транспорта, предметов одежды. Поэтому Р. Кузине были составлены каталоги истории вещей, включающие:
- изучение жилищ,
- одежды,
- средств транспорта и коммуникации,
- образования,
- сельского хозяйства,
- промышленности,
- торговли и т.д.
Работа осуществлялась в следующей последовательности – знакомство с предметами в современной жизни, затем организация работы с документальным и иллюстративным материалом, подготовка сообщений, оформление результатов работы в виде карточек.
Многолетними экспериментальными исследованиями доказана успешность применения данного метода, что подтверждает научный подход к педагогике Р. Кузине.
В методике Р. Кузине познавательная деятельность детей не предусматривала специального ознакомления детей с элементами арифметики, её введение производилось в связи с организацией ручного труда, домашней работы и ухода за жилищем. Школьники в какой-то момент, выполняя практическую работу, обнаруживали, что медленно считают, что способствовало возникновению интереса к счёту, который осваивался в течение 2-3 месяцев.
Основные труды
Основным трудом Р. Кузине считается результаты исследований и рекомендации педагогам, изданные в книге «Новые системы образовательной работы в школах», статья в данной книге носит название «Метод свободной работы группами».