Коммуникативные навыки — это умение человека осуществлять эффективное общение, т. е. способность понимать, что имеет в виду собеседник, а также быть понятым им. Коммуникативный человек умеет договариваться, достигать своих целей с помощью общения.
Развитие общения дошкольника
В раннем возрасте происходит зарождение и интенсивное развитие общения детей со сверстниками, в чем большую роль играют взрослые люди. Опыт первых отношений со сверстниками, как правило, способен предопределять особенности самосознания дошкольника, включая его отношение к миру и окружающим людям.
Общение со сверстниками способствует обогащению жизни малышей новыми впечатлениями. Оно становится источником ярких позитивных эмоций, формируя условия для проявления творческого и самобытного начала. Этот процесс способствует вхождению детей в коллектив, представляя собой основу развития качественных и новых форм общения между детьми.
Взаимодействие дошкольников друг с другом значительно отличается от коммуникации более старших детей и от общения ребенка с взрослым. Контакты в этот период выстраиваются на подражании действиям друг друга. Они сопровождаются разнообразными эмоциональными проявлениями (например, крик, визг, смех, веселые гримасы и др.). Подобное взаимодействие детей называется в психологии эмоционально-практическое общение. Оно дает возможность ощущать сходство с равными сверстниками, создавая оптимальные условия для самовыражения, самосознания.
Самое эффективное средство развития общения детей со сверстниками представлено организацией субъектного взаимодействия между ними. В этом деле потребуется помощь взрослого человека, который занимается организацией взаимодействия малышей при отсутствии предметов. В этом случае внимание привлекается к субъектным качествам друг друга с побуждением вступить в эмоциональные контакты. После появления у ребенка потребности в эмоционально-практическом общении, взрослый постепенно включает его в новый вид взаимодействия, представленный совместной предметной деятельностью.
Для поддержания интереса дошкольников к общению друг с другом взрослые используют следующие инструменты:
- Игровые приемы,
- исполнение песен и чтение потешек,
- Упоминание имен малыша в стишках и др.
Роль родителей в формировании навыков общения дошкольников
Речевое поведение человека является сложнейшим явлением, которое относится к особенностям воспитания, месту рождения и обучения, среде, в которой индивид привычно общается. В общении со сверстниками родители играют большую роль. Они помогают первыми воспитывать культуру речи.
Воспитание культуры речи становится нравственной проблемой, обладающей социальной значимостью. Воспитанность и культура человека больше всего могут проявиться в умении оформлять мысли в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
Дети черпают культуру родного языка в семье. От того, какую речь они слышат от родителей, во многом будет зависеть их речевое развитие.
У родителей возникает несколько задач воспитания в этой области, в частности его целями являются:
- Формирование культуры речи у ребенка;
- Четкое и ясное произношение слов;
- Правильное и понятное для других людей изложению мыслей;
- Умение обращаться к взрослым с просьбами и вежливо отвечать на их вопросы;
- Внимательное слушание указаний старших;
- Умение говорить без крика, владение силой голоса и различными интонациями;
- Отсутствие в речи слов-сорняков;
- Спокойствие и скромность во время разговора.
Особенности общения дошкольников с воспитателем
Задача воспитателя в детском саду состоит в умении налаживать педагогическое целесообразное общение с воспитанниками. В этом процессе важно учитывать возрастные особенности дошкольника. С детьми в младшем и среднем дошкольном возрасте общение начинает быть связано не только с уходом за ними и опекой. Оно имеет ситуативно-познавательный характер.
С помощью познания мира ребенок познает самого себя. Он часто обращается к взрослым, ищет защиты и подтверждения правильности усвоения поведенческих норм. В качестве основного коммуникативного средства начинает выступать речь, обеспечивающая внеситуативность общения. Она дает возможность передавать и получать максимально содержательную информацию. В коммуникации наряду с индивидуальными указаниями используются и общие.
С 5–6 лет дети становятся более самостоятельными. Они уже овладели навыками общения, для которых присущи устойчивые отношения к партнерами по коммуникации. Ребенок проявляет следующие качества: критическое отношение к поведению взрослых; осознанную мотивацию и избирательность в выборе манер общения с взрослыми людьми.
Детям в этот период необходимо взаимопонимание и признание взрослых, они начинают принимать соответствующий тип взаимоотношений. По этой причине в общении со старшими дошкольниками необходимо проявлять больше доверия, надеясь на их самостоятельность. Взрослые не должны спешить выполнять за дошкольника порученное ему дело.
Воспитатели могут быть требовательны к детям, воспитывая у них ответственность за собственные поступки и за всю группу («не подвести ребят в группе»). Общение при этом должно быть равноправным и выстраивается на справедливом отношении и оценивании поступков детей. Воспитателю необходимо более широко использовать общие указания, поручения и обязанности. Дети уже понимают, что значит приводить себя в порядок, готовиться к занятиям, вести себя культурно и т.д.
Стиль общения взрослого человека, занимающегося воспитанием ребенка-дошкольника, должен быть таким, чтобы развивать у него уверенность в своих силах, чувство долга, ответственности. Одновременно с этим взрослым нужно обратить внимание на свое поведение и общение с окружающими, проявляя большую требовательность к самому себе. Например, воспитателю не допускается выяснять отношения с коллегами, оскорблять или проявлять агрессию на глазах у детей.