Развитие личности в младенчестве
Младенчество – это первый год жизни ребенка, время интенсивной психофизиологической адаптации его организма к новым условиям существования.
В младенческом возрасте ребенок психологически обращен к взрослому. Он направлен на то, чтобы получить положительные эмоции, реализовать эмоциональный голод. Ребенок подражает взрослому, стремится к совместной с ним деятельности, овладевает действиями, создающими основу для развития психики.
В младенческом возрасте развивается эмоциональная сфера, проявлением которой является «комплекс оживления». Правда, надо сказать, что эта реакция пока не дифференцирована и первоначально адресуется всем. Улыбка и смех, появляющиеся у ребенка, говорят об изменениях в их когнитивном развитии. То, сколь часто младенец улыбается другим, зависит от внешних обстоятельств. Малыши, воспитывающиеся в домашних условиях, улыбаются чаще, и первая улыбка появляется у них у них на несколько недель раньше, чем у младенцев, воспитывающихся в домах малютки.
Эмоции страха, удивления, страдания и удовольствия отражаются на лице ребенка уже в первый год его жизни.
Поведение детей в этом возрасте различно и связано с темпераментом. Американские психологи провели исследования младенцев, анализируя их темпераменты. Анализ проводился по уровню активности, ритмичности, капризности, настороженности, устойчивости внимания, возбудимости, порога реакции, готовности приспособления к новым условиям.
Исходя из полученных показателей, они классифицировали детей на три группы:
- спокойные,
- трудные,
- заторможенные.
Когда младенцу исполняется 3-4 месяца, у него появляется ряд реакций, которые выражают различные эмоциональные состояния, помимо «комплекса оживленности». Одна из реакций связана со снижением сердечного ритма и торможением двигательной активности, которые возникают в ответ на что-то неожиданное. Это состояние психологи назвали «удивление в ответ на неожиданность» – младенец как бы замирает, а потом пятится назад.
Другие изменения связаны с усилением двигательной активности, закрыванием глаз, повышением ритма работы сердца и плачем. Это ответная реакция на холод, голод, боль. Психологи говорят, что эта реакция есть «тревожное состояние в ответ на физический дискомфорт».
Следующая комбинация – это «расслабление в ответ на удовлетворение потребности». Данная комбинация включает снижение мышечного тонуса, закрывание глаз после кормления.
Двигательная активность, радостный лепет, улыбка при виде знакомого явления или во время общения является четвертой комбинацией, которую психологи назвали «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».
Появление новых эмоциональных реакций наблюдаются у 8-ми и 10-месячных младенцев. Среди этих реакций – страх при встрече с незнакомым явлением или человеком, а также «гнев, вызванный разочарованием».
В возрасте одного года, малыши расстраиваются, если кто-то сердится, а замечая между другими людьми нежность, реагируют ревностью или тоже нежностью.
Детская привязанность
У 6-ти месячных младенцев обнаруживается эмоциональная привязанность к определенным людям. Не всегда, но обычно, первым объектом привязанности является мать. Первые признаки привязанности возникают в течение 1-2-го месяца. Эта привязанность может проявляться в отношении ближайших родственников – отца, брата, сестры, бабушки, дедушки. Привязанность проявляется в том, что объект привязанности может быстрее успокоить ребенка, малыш чаще обращается за помощью, реже испытывает страх в присутствии объекта привязанности.
Ребенок готов общаться с незнакомым человеком, если рядом есть кто-то из близких ему людей. Если малыша что-то напугает, он тут же обращается к объекту привязанности, ищет его глазами. Например, малыш приближается к новому для него предмету и мгновенно останавливается , если на лице матери отразится испуг или будет произнесена фраза испуганным голосом. Улыбка матери, и подбадривающий голос заставляют малыша снова ползти к этому предмету.
Привязанность ребенка к матери является ведущим направлением экспериментальной психологи на Западе в последние десятилетия. Связь «мать-дитя» в русле этологического подхода трактовалась как форма запечатления.
Существуют доказательства, что в первые часы после рождения, взаимодействие матери и новорожденного оказывает влияние на последующее общение, эмоциональные связи между ними усиливаются, а разлука с матерью в этот период ведет к негативным эффектам.
Есть и другие исследования, которые эту специфическую эмоциональную связь сразу после рождения не подтверждают. Привязанность младенцев к матери в первые 6 месяцев носит диффузный характер, а затем проявляется привязанность к определенным людям. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что эти связи возникают в первые полгода жизни ребенка и являются основным психологическим новообразованием этого возраста.
Под привязанностью понимается инстинктивное поведение ребенка и прослеживается оно на протяжении всей жизни любого человека. В случае угрозы привязанность используется как основа безопасности. Привязанность к родителям является формой эмоциональной коммуникации. Чтобы у ребенка младшего возраста сформировалось чувство привязанности, необходимы взрослые люди, вызывающие это чувство. Первые привязанности проявляются к середине первого года жизни. В это время у ребенка появляется беспокойство, если мать временно отсутствует.
Привязанность проявляется в следующих характеристиках:
- возникновение реакций при появлении матери;
- реакции на попытку матери завязать контакт;
- реакция на разлучение;
- реакция на телесный контакт с матерью;
- реакция избегания общения с незнакомым человеком.
Развитие ребенка в раннем возрасте
В раннем возрасте происходит процесс присвоения ребенком социального опыта, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, происходит формирование мировоззрения. Подражание поведению взрослых делает социализацию ребенка возможной.
В раннем возрасте формирование личности связано со становлением самосознания ребенка. Малыш откликается на свое имя, узнает себя в зеркале, активно пользуется местоимением «Я».
В психике ребенка, кроме первичного представления о себе, появляются и другие личностные новообразования. При сравнении себя с другими людьми, у 3-х леток начинает складываться самооценка, затем идет формирование чувства гордости, стыда, притязаний, появляется потребность в самостоятельности. Взрослые, при попытке помочь ребенку против его воли, сталкиваются с активным сопротивлением, когда малыш заявляет «я сам». Так ребенок отстаивает право на независимое поведение.
Большое удовольствие ребенку доставляют трудности, которые он сам себе создает, например, взбирание на горку, когда её можно обойти или ходьба с закрытыми глазами. Благодаря этому у него формируется сила воли, целеустремленность, настойчивость.
Появившееся самосознание позволяет развивать способность к эмпатии, ребенок начинает понимать эмоциональное состояние другого человека. В 1,5 года ребенок способен утешать расстроенную маму, обнимая и целуя её. В 2 года ребенок способен понимать психологическое состояние. От 1,5 до 2-х лет усваиваются такие нормы поведения как аккуратность, сдержанность эмоций, выполнение требований.
Формирование потребности в достижении успеха происходит на третий год жизни малыша и проявляется в том, что ребенок приписывает свои удачи и неудачи каким-то обстоятельствам или успехам и неуспехам других людей. Данная мотивационная сторона имеет связь с формирующейся самооценкой – ребенок начинает различать разную степень трудности заданий, осознавать меру своих умений, различать способности и прилагаемые усилия. Это является свидетельством того, что ребенок готов к анализу причин успехов и неуспехов, способен управлять своей деятельностью, которая направлена на то, чтобы избежать неудачи и достигнуть успеха.