Понятие волевых качеств
Волевые качества личности представляют собой сформированные в ходе получения жизненного опыта свойства личности, которые имеют отношение к реализации воли и преодолению препятствий на жизненном пути.
Психология выделяет в теории большое число волевых качеств личности. Среди базовых качеств, которые предопределяют большинство поведенческих актов, необходимо выделить:
- Целеустремленность;
- Проявление инициативности и решительности;
- Настойчивость и выдержка;
- Дисциплинированность.
Перечисленные качества связаны со стадиями осуществления волевого акта. Первая фаза волевого акта представлена такими качествами, как целеустремленность и инициативность. Они, в свою очередь, представляют собой проявление самодетерминации воли.
Целеустремленность считается обобщенным мотивационно-волевым личностным свойством. Она определяет содержание и уровень развития остальных волевых качеств личности.
Любой акт воли начинается с инициативы. Инициативность представляет собой активную направленность человека на совершение определенных действий. Ее проявление предполагает волевое усилие, которое концентрируется не только на преодолении инертности, но и на самоутверждении, придании волевому акту соответствующей направленности. Инициативность имеет прямое отношение к самостоятельности.
Самостоятельность является осознанной и активной установкой личности. Благодаря ей человек не поддается воздействию различных факторов. Он начинает критически оценивать советы и предложения, действуя на основе собственных убеждений и взглядов.
Выдержка заключается в сознательной и активной установке на противостояние препятствиям на пути к цели. Это волевое качество связано с самообладанием и самоконтролем. Оно является проявлением тормозной функции воли и дает возможность «тормозить» действия, чувства и мысли, мешающие осуществить задуманное.
Развитие волевых качеств дошкольника
Формирование волевой сферы является важным условием всестороннего воспитания личности дошкольника. Процесс развития нравственно-волевых качеств личности необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.
Волевые качества дошкольника включают:
- Способность справляться с трудностями, смелость перед ними;
- Умение осуществлять мобилизацию собственных усилий для достижения целей;
- Соблюдение очередности, не мешая другим;
- Готовность делиться с другими;
- Способность делать приятное сверстникам, оказывать им помощь.
О неразвитости или деформации волевой сферы свидетельствуют соответствующие отклонения в поведении дошкольников. Они становятся более очевидными в некоторых ситуациях. Например, адаптация к условиям пребывания в дошкольном учреждении представляет собой важный момент в жизни каждого ребенка. При этом одни дети достаточно быстро могут освоиться в новой обстановке, а другие очень долго бывают растеряны, боятся или проявляют агрессию.
Чаще всего крики и капризы дошкольника связаны с неправильным воспитанием в семье. В этом случае ребенка могут очень баловать, постоянно опекать, позволять делать все, что ему хочется. В некоторых семьях, напротив, ребенка ограничивают, наказывают, сковывают свободу бесконечными запретами.
Не менее вредными и противоречивыми считаются требования к ребенку со стороны членов семьи. Важная задача воспитателя включает процесс преодоления негативных проявлений, наносящих вред ребенку и окружающим. В этой ситуации невозможно только ограничиться разговором с родителями. Гораздо важнее организация деятельности дошкольников таким образом, чтобы их поведение перестраивалось.
Деятельность, приносящая дошкольнику удовольствие, способствует его воспитанию в большей мере, чем прямые требования исправляться и слушать взрослых. Развитию волевых качеств будет способствовать систематическое проведение специальных игр и, в первую очередь, подвижных игр с правилами. Эти мероприятия способны создать условия, которые потребуют от дошкольника определенных волевых усилий.
Использование игр в воспитательной деятельности стимулирует согласованность движений. Она представляет собой средство достижения игровой цели и влияет на рост активности детского сознания. Все это отражается на поведении дошкольников.
Для организации игр необходимы обучающие задачи, расположенные в порядке увеличения сложности, при этом каждая из игр должна стать ступенью последовательного волевого и нравственного развития. Примером могут быть такие игры, как «Догонялки» и «Лохматый пес». Они могут научить ребят преодолевать отсутствие или недостаток решительности, робость, страх перед новым.
Эмоциональный подъем, который дети испытывают при участии в играх, становится основой для преодоления страха. В следующих играх дошкольники начинают действовать уже не одновременно, а небольшими группами, соблюдая очередность. Для получения активной роли теперь необходимо ожидание. Это приучает ребенка считаться с окружающими людьми.
Действия по сигналу помогают развивать волевые качества. Это требует еще больших усилий, поскольку в этом случае необходимо умение сдерживать себя. Опора для такого произвольного поведения в игре представлена ролью и воображаемой ситуацией, а в качестве средства выполнения игровых задач выступает движение.
Такие игры, как «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?», включают элементы соревнования. Это предполагает мобилизацию со стороны детей их усилий. В более сложных играх (например, игре «Ай, гу-гу», «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольник учится помогать, делать приятное другим.