Сущность понятия «творческое мышление»
Творческое мышление – это один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно нового продукта.
В процессе создания этого нового продукта в самой познавательной деятельности формируются новообразования по его созданию, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление в познании играет огромную роль, расширяя его границы и, давая возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Информация, содержащаяся в ощущениях и восприятиях, перерабатывается мышлением, а переработанные результаты применяются на практике.
Творчество является процессом, в ходе которого создаются новые материальные и духовные ценности. Оно направлено на удовлетворение потребностей и на решение проблем. Отличительной особенностью творчества является уникальность его результатов.
В творческий процесс автор, кроме труда, вкладывает какие-то свои возможности и в конечном результате выражает те или иные аспекты своей личности, что придает продукту творчества дополнительную ценность.
В процессе творчества рождается то новое, что ранее никогда не существовало.
Творческое мышление имеет свои особенности, которые были выделены одним из первых его исследователей Дж. Гилфордом. К ним относятся:
- оригинальность,
- необычность идей,
- способность видеть объект под разным углом (семантическая гибкость),
- способность изменять восприятие объекта (образная гибкость).
Творческий процесс Г. Уоллес разграничил на 4 стадии:
- стадия подготовки, связанная с формулировкой задач и попыткой их решения;
- стадия инкубации или временное отвлечение от задачи;
- стадия озарения, в ходе которого появляется интуитивное решение;
- стадия проверки – испытание или реализация решения.
В основе творческого мышления, отличающегося оригинальностью, гибкостью и образностью, лежит синтез логического мышления и воображения. Это взаимодополняющие процессы, но на разных этапах творческого процесса их роль неодинакова.
Творческое мышление развивается в процессе обучения и воспитания, в процессе взаимодействия с миром.
Поиском ответа, что мешает проявлению творческих способностей, занимались Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон, определившие, что причина кроется не только в недостаточном развитии определенных способностей, но и в наличии определенных личностных черт, таких как конформизм, внутренняя цензура, чрезмерно высокая мотивация.
Для творческой личности характерными являются такие качества как:независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенным ситуациям, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
В развитии творческого мышления важными являются следующие факторы: дивергентное мышление, способность к риску, быстрота мышления и его гибкость, способность выдвигать оригинальные новые идеи, богатое воображение, эстетические ценности, развитая интуиция.
Творческая личность всегда является яркой оригинальностью.
Развитие творческого мышления студента
Творческий процесс – это качественный переход от известного к неизвестному, который осуществляется через различные формы поисковой деятельности.
Развитию творческого мышления и креативности способствуют условия, выделенные Е.П. Торренсом – это наличие творческих способностей и умений, наличие творческой мотивации.
Существует ряд условий, которые способствуют развитию творческого мышления:
- ситуация открытости или незавершенности;
- разработка приемов и стратегий для последующей деятельности;
- ответственность и независимость;
- самостоятельность разработок, наблюдений, чувств, обобщений.
В вузовском обучении задачи, способствующие развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления, практически отсутствуют. Преобладающими являются задания алгоритмического типа с однозначным ответом. Имея необходимые знания, гибкость и глубину мышления, критичность, студенты не всегда могут решать нетипичные задачи - из-за наличия определенного стереотипа они пытаются все задачи решать с помощью заданных схем.
С развитием творческого мышления у студентов вырабатываются компетентность, эмпатия, умение устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные выходы.
Раскрыть творческий потенциал может внеучебная деятельность, привлечение студентов к участию в соревнованиях, фестивалях, концертах, что помогает адаптироваться в разных условиях и раскрыть свои ресурсы.
Проведенные исследования показали, что в ходе внеучебной деятельности студенты борются со своими комплексами и недостатками. Внеучебная деятельность дает студенту возможность заниматься в интересующей его области, а это значит, что появляется возможность совершенствования своих знаний, умений, навыков, совершенствования своих способностей.
Сдерживает развитие творческого мышления и то, что требуется усвоение большого количества фактов, которые завтра окажутся бесполезными. Это говорит о том, что взгляд на современное обучение, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, необходимо преодолевать.
Творческое мышление студентов стимулируют интеллектуальные задачи, приводящие в движение познавательные ресурсы и формирующие исследовательский стиль умственной деятельности. Интеллектуальные задачи моделируют процесс творческого мышления и являются действенным средством его формирования у студентов.
Ориентация учебного заведения на личность студента является ещё одной очень важной предпосылкой к развитию творческого мышления. Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса дает огромные возможности для формирования творческо-поисковой позиции.
Методы формирования профессионально-творческого мышления
Для формирования профессионально-творческого мышления применяют группы методов, классифицированные по следующим критериям:
- По способу организации учебной деятельности: структурно-логические методы, тренинговые методы по отработке учебно-познавательных действий решения типовых задач в процессе обучения, игровые методы, среди которых деловые игры, дискуссии, профессиональные бои;
- По формирующей направленности: методы развития опыта творческой деятельности, методы эмоционального воздействия, методы формирования готовности памяти.
На проявление и развитие творческих способностей, считает С.Д. Смирнов, отрицательно влияют ситуативные и личностные факторы.
К ситуативным факторам он относит лимит времени, состояние повышенной тревожности, поиск быстрого решения, фиксированную установку на конкретный способ решения, неверный путь решения, неуверенность в собственных силах.
Для снижения подавляющего эффекта, С.Д. Смирнов предлагает развивать воображение, склонность к фантазированию, формировать уверенность в своих силах, одобрять самостоятельный выбор целей, не допускать конформности мышления.
Кроме этого, важно формировать чувствительность к противоречиям, использовать задачи открытого типа, предполагающие несколько вариантов решения, привлекать студентов к исследовательской деятельности, применять проблемные методы обучения, опираться на положительные эмоции, стремиться быть самим собой.