Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие коммуникативной компетентности у детей 10 лет в процессе изучения изобразительного искусства

Определение 1

Коммуникативная компетентность — это знание общепринятых норм и правил общения, владение различными коммуникативными навыками и умениями.

Особенности коммуникативной компетентности десятилетних детей

Коммуникация представляет собой процесс общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения. Во внутренней жизни общение, как правило, начинает приобретать новое качество по содержанию и форме выражения. Тем не менее, непосредственная коммуникация с другими людьми способна вызывать у ребенка в 10 лет некоторые негативные переживания. Он может чувствовать себя скованно, неуверенно. В этой ситуации происходит расширение сферы самоконтроля.

В школьном возрасте наиболее значимым становится групповое общение, при этом принадлежность к группам имеет большое значение в самоопределении подростков и в определении их статуса в глазах одноклассников. Огромное влияние на поведение оказывают в 10 лет нормы, которые стихийно складываются в группе сверстников.

Д. Б. Эльконин писал, что основа норм представлена «принципом товарищества». Для десятилетних детей важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них положение, удовлетворяющее их. Как показали исследования И. С. Кона, именно неумение или отсутствие возможности достичь подобного положения становится причиной недисциплинированности и правонарушений подростков. Это связано с высокой конфликтностью таких школьников в отношении к своим группам.

В 10 лет происходит сенситивное развитие средств общения, включая вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, которые обеспечивают контакт с людьми и определяют процесс понимания другого человека. Работа со школьниками в этот период должна быть направлена на развитие средств коммуникативной компетентности. Они позволяют лучше понимать другого человека, создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

Развитие коммуникативной компетенции у детей 10 лет в школе

Сегодня парадигма образования связана с тем, что в федеральном государственном стандарте образования второго поколения содержатся требования, касающиеся результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

«Развитие коммуникативной компетентности у детей 10 лет в процессе изучения изобразительного искусства » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В ходе развития коммуникативной компетентности формируется толерантность в качестве нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, включая его мнение и мировоззрение. Школьники осваивают благодаря этому следующие аспекты:

  • Социальные нормы,
  • Правила поведения,
  • Роли и формы социальной жизни.

В школе формирование коммуникативной компетентности происходит в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами. Процесс осуществляется в ходе общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

На уроках ИЗО дети учатся организации и планированию учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками. Они определяют общие цели и распределяют функции и роли участников, способы взаимодействия, планируют общие способы работы. Коммуникативная компетентность характеризуется умением работать в группе. Для этого важны навыки самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основании координации точек зрения в ходе выработки общего решения в совместной деятельности.

Благодаря развитой коммуникативной компетентности школьник учится слушать партнера, формулирует и аргументирует собственное мнение, корректно отстаивая свою позицию и координируя ее с партнерами (например, ситуация столкновения интересов). Дополнительно ученик получает возможность продуктивно решать возникающие конфликты.

Развитие коммуникативной компетентности у детей 10 лет на уроках ИЗО

Коллективная творческая деятельность, которая осуществляется на уроках ИЗО в школе, помогает формированию у обучающихся в 10 лет положительных взаимоотношений со сверстниками. Они учатся сотрудничеству, пониманию и оценке художественного творчества других.

В ходе групповой (совместной) коллективно-творческой деятельности подростки способны приобретать и совершенствовать опыт общения. Чем совершеннее будет общение, тем активнее происходит процесс взаимного обмена чувственными представлениями, знаниями и умениями. В этом случае можно говорить о богатстве эмоционально-интеллектуального опыта каждого участника общения.

Замечание 1

Ученые дают высокую оценку методам коллективной работы, отмечая, что при использовании этих методов ученики начинают приобретать не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания значения и места искусства в жизни.

Сегодня развитие культуры общения становится одной из актуальных проблем воспитания и обучения. Оно становится частью развития коммуникативной компетентности. Если рассматривать коллективную деятельность в качестве продуктивного общения, то педагоги и психологи высоко оценили ее роль в развитии социальной активности.

Социальная активность способна проявляться в следующих формах: общение и общественно значимые результаты. Общение в ходе коллективной деятельности на уроках ИЗО становится средством передачи полезной информации и практического опыта.

Для коллективной творческой деятельности присуще несколько функций:

  • Информационная (происходит обмен чувственной и познавательной информацией);
  • Контактная (появляется готовность к приему и передаче сведений);
  • Координационная (согласуются действия, организуется взаимодействие);
  • Перцептивная (происходит восприятие и понимание друг друга);
  • Развивающая (меняются личностные качества участников деятельности).

На уроках ИЗО может быть предусмотрена совместно-индивидуальная работа для развития коммуникативной компетентности. В этом случае школьники работают индивидуально, но учитывают единый замысел. На заключительной стадии деятельность каждого участника становится элементом общей композиции.

Совместно-последовательная работа связана с принципом конвейера. Здесь результат действий одного участника тесно связан с результатами предыдущего и последующего участника. Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает возможности вести совместную деятельность одновременно всем участникам. Для этого важно только лишь согласовывать все действия.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot