Коммуникативная компетентность — это знание общепринятых норм и правил общения, владение различными коммуникативными навыками и умениями.
Особенности коммуникативной компетентности десятилетних детей
Коммуникация представляет собой процесс общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения. Во внутренней жизни общение, как правило, начинает приобретать новое качество по содержанию и форме выражения. Тем не менее, непосредственная коммуникация с другими людьми способна вызывать у ребенка в 10 лет некоторые негативные переживания. Он может чувствовать себя скованно, неуверенно. В этой ситуации происходит расширение сферы самоконтроля.
В школьном возрасте наиболее значимым становится групповое общение, при этом принадлежность к группам имеет большое значение в самоопределении подростков и в определении их статуса в глазах одноклассников. Огромное влияние на поведение оказывают в 10 лет нормы, которые стихийно складываются в группе сверстников.
Д. Б. Эльконин писал, что основа норм представлена «принципом товарищества». Для десятилетних детей важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них положение, удовлетворяющее их. Как показали исследования И. С. Кона, именно неумение или отсутствие возможности достичь подобного положения становится причиной недисциплинированности и правонарушений подростков. Это связано с высокой конфликтностью таких школьников в отношении к своим группам.
В 10 лет происходит сенситивное развитие средств общения, включая вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, которые обеспечивают контакт с людьми и определяют процесс понимания другого человека. Работа со школьниками в этот период должна быть направлена на развитие средств коммуникативной компетентности. Они позволяют лучше понимать другого человека, создавать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
Развитие коммуникативной компетенции у детей 10 лет в школе
Сегодня парадигма образования связана с тем, что в федеральном государственном стандарте образования второго поколения содержатся требования, касающиеся результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
В ходе развития коммуникативной компетентности формируется толерантность в качестве нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, включая его мнение и мировоззрение. Школьники осваивают благодаря этому следующие аспекты:
- Социальные нормы,
- Правила поведения,
- Роли и формы социальной жизни.
В школе формирование коммуникативной компетентности происходит в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами. Процесс осуществляется в ходе общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
На уроках ИЗО дети учатся организации и планированию учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками. Они определяют общие цели и распределяют функции и роли участников, способы взаимодействия, планируют общие способы работы. Коммуникативная компетентность характеризуется умением работать в группе. Для этого важны навыки самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основании координации точек зрения в ходе выработки общего решения в совместной деятельности.
Благодаря развитой коммуникативной компетентности школьник учится слушать партнера, формулирует и аргументирует собственное мнение, корректно отстаивая свою позицию и координируя ее с партнерами (например, ситуация столкновения интересов). Дополнительно ученик получает возможность продуктивно решать возникающие конфликты.
Развитие коммуникативной компетентности у детей 10 лет на уроках ИЗО
Коллективная творческая деятельность, которая осуществляется на уроках ИЗО в школе, помогает формированию у обучающихся в 10 лет положительных взаимоотношений со сверстниками. Они учатся сотрудничеству, пониманию и оценке художественного творчества других.
В ходе групповой (совместной) коллективно-творческой деятельности подростки способны приобретать и совершенствовать опыт общения. Чем совершеннее будет общение, тем активнее происходит процесс взаимного обмена чувственными представлениями, знаниями и умениями. В этом случае можно говорить о богатстве эмоционально-интеллектуального опыта каждого участника общения.
Ученые дают высокую оценку методам коллективной работы, отмечая, что при использовании этих методов ученики начинают приобретать не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания значения и места искусства в жизни.
Сегодня развитие культуры общения становится одной из актуальных проблем воспитания и обучения. Оно становится частью развития коммуникативной компетентности. Если рассматривать коллективную деятельность в качестве продуктивного общения, то педагоги и психологи высоко оценили ее роль в развитии социальной активности.
Социальная активность способна проявляться в следующих формах: общение и общественно значимые результаты. Общение в ходе коллективной деятельности на уроках ИЗО становится средством передачи полезной информации и практического опыта.
Для коллективной творческой деятельности присуще несколько функций:
- Информационная (происходит обмен чувственной и познавательной информацией);
- Контактная (появляется готовность к приему и передаче сведений);
- Координационная (согласуются действия, организуется взаимодействие);
- Перцептивная (происходит восприятие и понимание друг друга);
- Развивающая (меняются личностные качества участников деятельности).
На уроках ИЗО может быть предусмотрена совместно-индивидуальная работа для развития коммуникативной компетентности. В этом случае школьники работают индивидуально, но учитывают единый замысел. На заключительной стадии деятельность каждого участника становится элементом общей композиции.
Совместно-последовательная работа связана с принципом конвейера. Здесь результат действий одного участника тесно связан с результатами предыдущего и последующего участника. Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает возможности вести совместную деятельность одновременно всем участникам. Для этого важно только лишь согласовывать все действия.