Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это программа, которую разрабатывают для одного конкретного человека (как правило, это ученик). Она направлена на решение его проблем. Цель, задачи и структура СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретной личности.
Понятие, особенности и цели программы развития
Для составления фрагмента индивидуальной программы развития необходимо определить ее цель, задачи и структуру. Они предопределены индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
В качестве цели реализации СИПР выступает формирование общей культуры, которая могла бы обеспечить разностороннее развитие личности (например, ребенка с ОВЗ). Программа может быть направлена на следующие составляющие развития:
- Физическое,
- Нравственное,
- Эстетическое,
- Социально личностное,
- Интеллектуальное и др.
Направление развития определяется в зависимости от принятых в семье и обществе нравственных и социокультурных ценностей и овладения учебной деятельностью.
Программа является частью технологии индивидуального планирования. Ее фрагменты могут быть использованы для работы с учениками школы (воспитанниками детского сада), которые отличаются друг от друга своими сильными и слабыми сторонами, а также потребностями.
Каждый фрагмент индивидуальной программы развития должен быть специфическим, предназначенным именно для ребенка, для которого он разрабатывается. Потребности ребенка предопределяют формат, число страниц и содержание документа.
Для детей, обучающихся по общеобразовательной программе, индивидуальная программа развития займет примерно 2-3 страницы. Для воспитанников, имеющих интеллектуальные нарушения, сложные нарушения психофизического развития (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата в соединении с умственной отсталостью, ЗПР), требуется разработка более детализированной и комплексной индивидуальной программы развития с индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой.
Разработка индивидуального учебного плана осуществляется на основании рабочего учебного плана школы. Здесь важно учесть рекомендации психологической, медицинской и педагогической консультации. За основу необходимо взять Типовые учебные планы специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, требующих коррекции физического и (или) умственного развития.
Фрагменты специальной индивидуальной программы развития
Специальная индивидуальная программа развития состоит из нескольких частей. В первую очередь, в ней необходимо указать общие сведения о ребенке и характеристику, которая состоит из оценки его развития на момент формирования программы. Это позволит определить приоритетные направления воспитания и обучения.
Остальные части программы включают:
- Индивидуальный учебный план;
- Содержание программы;
- Условия реализации потребностей в присмотре и уходе;
- Список специалистов, которые участвуют в разработке и реализации программы;
- Список возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества учреждения и семьи ребенка;
- Список требующихся технических средств и дидактических материалов;
- Перечень средств мониторинга и оценки динамики обучения.
Для разработки одного из фрагмента индивидуальной программы развития ребенка нужно изучить требования Федерального государственного образовательного стандарта (например, если программа составляется для ребенка с ОВЗ).
Стандарт предусматривает требования к реализации коррекционно-развивающей области, обеспечению коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, мониторингу достижений учащихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности. В нем есть информация о взаимодействии с семьей и родителями (законными представителями) в области вопросов обучения и воспитания обучающегося.
Особенности составления индивидуальных программ
Первым фрагментом индивидуальной программы развития являются общие сведения о ребенке. Далее необходимо указать проблемы организации образовательного процесса (например, если работа ведется в условиях общеобразовательного учреждения).
В первой части нужно обратить внимание на особенности ребенка, его умения и навыки, а также возникающие затруднения. Индивидуальная программа развития считается продуманной программой действий, которая помогает администрации, учителям, специалистам психолого-педагогического сопровождения, родителям.
Еще один фрагмент индивидуальной программы представлен содержанием и формами организации коррекционной работы. Здесь имеет большое значение индивидуальный учебный план. В этой части можно обратить внимание на основные предметы, которые изучает ученик, а также на индивидуальные занятия (например, работа с логопедом, психологом, социально-бытовая ориентировка и др.).
Раздел «Педагогическая коррекция» должен включать информацию о результатах процесса психолого-педагогического обследования. Здесь можно установить основные причины неуспеваемости, плохого поведения, определить содержание деятельности учителей на разных стадиях работы с этим учащимся.
В целом работа над фрагментами индивидуальной программы предполагает диагностику, разработку образовательного маршрута, процесс сбора информации, наблюдение, пробу различных форм взаимодействия с ребенком в рамках уроков и внеурочной деятельности. Специалисту для составления программы важно понимать возможности ребенка и основные проблемы в области освоения образовательной программы и поведения.
Большое значение имеет также сбор информации о семье, проведение беседы, наблюдения и оценки особенностей взаимодействия родителей и ребенка. Специалист должен уметь определять стратегию в сфере построения отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия путем оценки «внутренних» и «внешних» ресурсов, самоанализа и консультирования со специалистами учреждения.