Директивная психотерапия
Директивная психотерапия включает в себя все формы психотерапии, которые характеризуются принятием психотерапевтом роли организатора и лидера терапевтического процесса, его умением брать ответственность за достижение психотерапевтических целей и дидактизмом.
Директивная психотерапия включает методы поведенческой психотерапии, большинство техник гипноза и позитивной психотерапии. Директивная групповая психотерапия первоначально была применена Маршем к заключенным в тюрьмах. Необходимо отнести к преимуществам директивной психологии то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у человека и более структурированно, систематически осуществлять и контролировать их, иметь возможность проводить интенсивную работу с человеком в течение короткого срока.
Директивная психотерапия по Торну
В конце 40-х гг. Торн предложил модель психотерапии, включающую ряд психотерапевтических методов. Чаще всего человеку предоставляется информация для переориентации его мировоззрения. Психотерапевт прибегает к конфронтации человека с реальной информацией о нем, стремясь переоценить его установки. История болезни используется Торном как для диагностики, так и для терапии, и помогает установить контакт, облегчить катарсис, ободрить человека и достичь понимания. Бессознательные компоненты опыта не участвуют в решении последней задачи.
Более активным методом является терапевтическое использование конфликта. Человеку предлагается переосмыслить свое отношение к реальности. Желательно резко противостоять непоследовательности в поведении и мотивации, чтобы изменить их к большей адаптивности.
Степень и направленность воздействия различна для каждого отдельного человека и варьируется от дружеского участия до энергичной настойчивости.
Директивное групповое воздействие наяву Дубровского
Суггестивный прием, осуществляемый в состоянии бодрствования. Эта методика, предложена К. М. Дубровским для «разового снятия заикания». «Устранение заикания» осуществляется посредством одностадийного императивного внушения в группе, а достигнутые результаты фиксируются при последующих 3-4 встречах с врачом и логопедом. Как и другие методы одновременного воздействия, широко используемые российскими учеными для устранения постконтузионного сюрдутомизма, эта методика направлена на устранение симптома, а не причины болезнь. Она используется в качестве вспомогательного эффективного психотерапевтического средства, поскольку целью ее применения является достижение хотя бы кратковременного успеха, который убеждает человека в сохранении у него правильной речи и способствует дальнейшему лечению.
Директивное и недирективное поведение психотерапевта
В директивном поведении психотерапевта общепринятая, социально определенная авторитетность врача как специалиста в основном используется для формирования отношений в соответствии с принципом лидерства, где психотерапевт имеет непосредственную власть. Метод отражает традиционную медицинскую модель взаимоотношений врача и человека, в которой основное значение придается влиянию врача на человека. Психотерапевт занимает доминирующую активную позицию, а человек остается относительно пассивным, неактивным. Данный метод применяется, когда люди из-за их личностных качеств или характера заболевания не способны к независимости, они зависимы, ищут опеку и полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт с таким ролевым поведением должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, но повышает его способность оказывать помощь. Благодаря директивному поведению психотерапевта он структурирует курс лечения, определяет обязанности и права человека, требования к сотрудничеству в терапии. Иногда он одобряет человека как хорошего родителя или авторитетного профессионала. Механизм психологической идентификации позволяет человеку усваивать необходимые конструктивные позиции, установки и принципы поведения в жизненных ситуациях.
При подборе вопросов врач создает собственную структуру разговора и направляет его ход, сознательно затрагивая определенные темы в соответствии с разработанной стратегией. Объяснения, советы и рекомендации вполне разумны, когда они касаются медицинского аспекта заболевания и лечения. Но их обоснованность значительно уменьшается, когда на них влияют моральные ценности врача, которые могут отличаться от ценностей человека. Например, мнение психотерапевта о проблемах брака и семьи, выборе профессии или смене работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторые искажения объективного видения проблем человека и способов их решения. В этой форме ролевого поведения врачи используют внушение, моделирование, обучение и положительное подкрепление, чтобы сформировать более зрелые способы восприятия, общения и поведения.
Директивный психотерапевт планирует курс лечения, самостоятельно устанавливает нормы для функционирования группы и выполняет их, дает советы и инструкции, а также проводит интерпретации. Психотерапевт, особо активный и руководящий на первом этапе работы с группой, стремится создать безопасную атмосферу для новых, дезориентированных пациентов, привить им групповые нормы поведения, усилить активность и направленность правильно во время использования психотерапевтических техник.
Склонность к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что такой стиль может замедлить достижение независимости группой, что является одним из основных условий ее успешного функционирования.
Ненаправленное поведение врача включает в себя все, что в широком смысле является ролью психотерапевта. Он слушает, проявляет сочувствие, гибок в своей тактике, учитывает все требования пациента, создает для него атмосферу безопасности. Психотерапевт фокусируется на том, что говорит человек, и в то же время мысленно выявляет определенные аспекты, такие как эмоциональное оживление.
Ненаправленная групповая психотерапия дает членам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действий, не навязывает выполнение норм. Терапевт использует в первую очередь технику размышлений и разъяснений. Ненаправленное поведение психотерапевта наиболее ярко представлено триадой Роджерса - эмпатия, принятие и «аутентичность».