Самоопределение — это составляющая выбора профессии. Оно актуально для каждого индивида на протяжении всей его жизни. Удовлетворенность от выбранной профессиональной деятельности люди испытывают лишь в том случае, когда они увлечены собственным делом, обладают возможностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.
Особенности консультирования по вопросам профессионального самоопределения
Подросток, который прошел правильную подготовку в области профессионального самоопределения, знает, что результаты его труда будут востребованы обществом, и он будет получать за свой труд адекватное вознаграждение. Многие из выпускников спонтанно выбирают свою будущую профессию. Они не обращают внимания на факторы, которые в будущем будут порождать неудовлетворенность собственным выбором, подводя к новым поискам профессионального призвания.
В науке есть множество различных направлений профориентационной работы с подростками и старшеклассниками. Если подвергнуть анализу многолетний опыт работы по данному направлению, то можно представить некоторую систему. Она помогает организовать процедуру психологического консультирования в области вопросов профессионального самоопределения.
Практическое использование психологического консультирования показало, что выпускники осуществляют выбор профессии по несущественным основаниям. Это ведет к снижению интереса к профессиональному обучению и к потребности поменять впоследствии профиль обучения.
Для большинства выпускников проблема выбора профессии и профессионального самоопределения вызывает серьезные затруднения. Для осуществления правильного профессионального выбора важен учет востребованности профессии на современном рынке труда. Также важно принимать во внимание требования, которые профессия может предъявлять к человеку, включая индивидуальные личностные особенности и вероятные профессиональные ограничения.
Для психолого-педагогического консультирования подростков по проблеме профессионального самоопределения необходимо обобщение опыта консультирования подростков и молодежи. Он производится в ситуации выбора профессии на базе школ или определенных центров сопровождения.
Проблема профессионального самоопределения отличается актуальностью, поскольку она совпала с возрастными кризисами в период перехода из основной школы в старшую. Она присуща для стадии окончания средней школы и этапа начала обучения в профессиональном учебном заведении. Если выпускник участвует в процедуре профессионального консультирования по вопросу самоопределения, то у него происходит развитие способности выбирать и осуществлять собственные самостоятельный и осознанный выбор.
Порядок проведения профориентационного консультирования
Консультация выпускника основной школы в области профессионального самоопределения осуществляется в следующем порядке:
- Уточнение запроса выпускника в отношении профессионального самоопределения;
- Проведение справочно-информационного консультирования;
- Обсуждение плана обучения после окончания 9 класса (выбор профиля обучения в старшей школе, выбор профессии и продолжение обучения в начальном профессиональном или среднем специальном учебном заведении);
- Освоение способов анализа профессиональной деятельности;
- Самостоятельное исследование выпускником привлекающей его профессиональной деятельности;
- Интерпретация и обсуждение результатов профессиональной диагностики.
Для исследования привлекающей профессиональной деятельности выпускник может использовать анализ готовых профессиограмм. Часто для школьников в старших классах организуются экскурсии на предприятия и посещения рабочих мест. Это помогает исследовать будущую деятельность, определив, интересна она или нет.
Процесс самоопределения и выстраивания образа будущего может быть затруднен расстройствами временных перспектив, которые присущи для подросткового возраста. Данная проблема может быть решена путем работы с портфолио. Она осуществляется через анализ прошлого жизненного опыта и оформление «Автобиографии». Таким образом, выпускники учатся навыку самопрезентации, развивают умение планировать свое будущее, ставить близкие и перспективные цели.
Психолого-педагогическое консультирование подростков по проблеме профессионального самоопределения может включать этапы, указанные выше. Это происходит в том случае, если ранее выпускник не обращался к профконсультанту. Для выпускников 11 класса проблема выбора профессии становится более актуальной, поскольку близка во временном аспекте.
Профессиональную консультацию специалист, как правило, начинает с того, что уточняет запрос по ситуации выбора профессии. Чаще всего старшеклассник не способен определиться с выбором между несколькими профессиями. Иногда он желает уточнять, подходит ли профессия его индивидуальным особенностям. В этой ситуации происходит изменение подхода в профконсультировании, которое начинает вестись в направлении профотбора.
Здесь на первый план выходят следующие аспекты:
- Самопознание,
- Выбор уровня профессионального образования,
- Самоопределение в выборе профессии,
- Выбор отрасли труда.
Спонтанный и не осознанный выбор профессии всегда приводит к ошибкам. В начале обучения в профессиональных учебных заведениях студенты осознают, что им не интересен этот вид деятельности. По этой причине учеба начинает даваться с трудом, поэтому возникает намерение забрать документы и определить более привлекательный вид деятельности.
Клиентами психолога могут стать не только сами подростки, но и их родители. Психологическая консультационная помощь родителям концентрируется на снижении уровня тревожности, на понимании и принятии проблем, которые связаны с ошибками и трудностями профессионального самоопределения. Консультация помогает найти компромиссное решение проблемы.