Психология здоровья — это самостоятельная отрасль психологии, которая занимается изучением того, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Предмет и задачи психологии здоровья
Такая категория, как здоровье человека зависит от множества факторов, имеющих биотический, абиотический и антропогенный характер. Если обратиться к данным научно-исследовательского института педиатрии, то 20 % детей в возрасте с 6 до 7 лет не готовы к обучению в школе. Считается, что у половины детей в школьном возрасте отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, примерно треть школьников имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
Исследования М. М. Безруких, С. Е. Ефимова и других ученых показали, что 50 % учащихся страдает от разных невротических синдромов. Среда обитания человека начинает с годами отличаться все большей напряженностью, являясь благотворной почвой для развития пограничных состояний. Для него характерно не здоровьем, но и не болезнь.
Здоровье человека как категория представляет собой неустановившееся понятие. Часто его рассматривают в качестве состояния и процесса жизнедеятельности, который обеспечивает необходимое качество и достаточную продолжительность жизни.
История человечества показала, что совершенствование (оздоровление) человеческой личности становится единственным путем спасения самого человека. Становление психологии здоровья происходило через синтез психологии и валеологии.
Психология здоровья включает практику поддержки здоровья человека в онтогенезе. Актуальность развития этого научного знания о здоровье связана с ускорением развития человека и его феноменальностью в качестве биоэкосоциального существа.
Психология здоровья представляет собой науку о психологических причинах здоровья. Она занимается анализом и разработкой методов и средств его сохранения, укрепления и развития.
Задачи психологии здоровья состоят в следующих мероприятиях:
- Выявить факторы, которые определяют отношение человека к здоровью;
- Изучить психологические механизмы здорового поведения;
- Создать концепцию здоровой личности;
- Разработать индивидуальные оздоровительные программы и обучить оздоровлению.
Исследования в психологии здоровья
Исследования в психологии здоровья направлены на сохранение и развитие индивидуального и общественного здоровья. Они помогают обеспечивать психическое, физическое, нравственное, семейное, сексуальное здоровье, пренатальное, перинатальное и половое воспитание, а также здоровое питание.
Особенности междисциплинарного характера психологии здоровья состоят в том, что для решения задач требуется сотрудничество специалистов из разных сфер. Это могут быть психологи, врачи, педагоги, тьюторы, социальные работники и социологи.
Тьютор по здоровьесбережению — это специалист, который занимается реализацией междисциплинарного характера психологии здоровья, используя принцип индивидуалиации. Эти специалисты должны владеть практическими аспектами психологии здоровья, которые включают технологии построения доверительных отношений с тьюторантами и его семьей, использование результатов диагностики в оздоровительной деятельности и консультирование.
Психология здоровья — это междисциплинарное научно-практическое направление, развитие которого происходит в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии. Гуманистический характер состоит в том, что здоровье одновременно может быть ресурсом и необходимым условием раскрытия потенциала личности.
Экзистенциальность психологии здоровья проявлена в том, что человеческое развитие и здоровье необходимо исследовать в единстве со смыслом жизни, принимая во внимание контекст бытия и жизненного пространства. В основе концепции психологии здоровья лежат определенные методологические подходы. Их выбор обусловлен несколькими показателями:
- Отношение личности к материальным ценностям, к физическому здоровью, своему телу;
- Организация быта и жизненного пространства в целом;
- Отношение личности к себе;
- Способностью к самопознанию и отношение к данному процессу;
- Отношение к другим людям, природе, а также отзывчивость на изменения окружающего мира;
- Отношение к коллективу людей, профессиональному творчеству;
- Отношение к обществу и к собственной миссии в нем;
- Отношение к планете в качестве единого природного организма и эволюционной цели развития человечества.
Подходы к психологии здоровья личности
Последователи системного подхода рассматривают личность в единстве с ее чувственной сущности и условий социальной среды, где она имеет возможность развиваться и обнаруживать себя в качестве субъекта взаимоотношений с предметным содержанием. По этой причине категория «отношение» становится системообразующей в психологии здоровья.
Интегративный подход объединил патогенетический и саногенетический подход. Первый из них способствовал исследованию отклонений в развитии личности, а второй концентрируется на раскрытии потенциала, заложенного природой.
В целом интегративный подход акцентирует внимание на развитии и осуществлении профилактики, которая становится первичным условием для решения проблем со здоровьем. На современной стадии выделяют 3 группы профилактики, которые предназначены для устранения причин нездоровья.
Первая группа связана с запугиванием (устрашением) населения теми или иными недугами. Она ориентирована на патогенную основу факторов риска. Вторая группа берет за основу саму личность, обращаясь к разуму человека. Ее главное положение состоит в том, что здоровое тело представляет собой продукт здорового разума. Третья группа (каузальная, причинная) содержит профилактические мероприятия, устраняющие причины различных заболеваний и девиантных форм поведения.