Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология студентов

Все предметы / Психология / Психология студентов
Определение 1

Психология отдельной личности (например, студента или преподавателя) – это система, которая объединяет взаимосвязанные компоненты - психические процессы, состояния, свойства и образования.

Особенности студенческого возраста

Студенческий возраст — это период с 16-18 лет до 23-25 лет (зависит от типа образования). В возрасте 18-20 лет абитуриент поступает в высшее учебное заведение для получения профессиональных знаний и умений. В этот период происходит активное развитие нравственных, эстетических чувств. Человек в студенческие годы становится взрослой личностью, овладевая профессиональными и трудовыми навыками, включаясь в самостоятельную взрослую жизнь и создавая семью.

Студенты как личности в этом возрасте характеризуются с нескольких сторон:

  • Социальная сторона (общественные отношения, социальные общности, определенная национальность);
  • Биологическая сторона (тип ВНД, безусловные рефлексы, степень физической силы, черты лица, наследственность);
  • Психологическая сторона (направленность личности, особенности темперамента и характера, способности).

Процесс становления личности в студенческие годы связан с поступлением в учебные заведения. В это время повзрослевшие дети сравнивают себя с выбранным идеалом. Иногда бывает, что собственное «я» не совпадает с идеальным. По этой причине наступает противоречие, ведущее к агрессивным поступкам и развязности студентов.

Психология студента связана с периодом взросления. Он выстраивается вокруг кризиса идентичности. Если человеку в это время не удалось решить социальные и индивидуально-личностные проблемы, то его развитие может идти по негативным направлениям. Он может начать избегать тесные межличностные отношения (уходит от психической интимности), не способен построить планы на будущее, начинает бояться взросления (размывание чувства времени).

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности психологии студента

Для психологии студента большую роль играет процесс адаптации. Он проходит по следующим формам: формальной (человек приспосабливается к структуре высшей школы), общественной (человек приспосабливается к коллективу), дидактической (студент привыкает к новым формам обучения).

Адаптация к новым условиям коммуникации и обучения завершается в конце второго — начале третьего учебного семестра. На разных курсах этот процесс обладает отличительными чертами. Так, на первом курсе абитуриенты приобщаются жить в студенческом коллективе, их поведение при этом отличается высокой степенью конформизма.

На втором курсе стадия напряженной учебы, включающая процесс адаптации к среде, завершается. На третьем курсе происходит углубление профессиональных знаний и умений, сужение области интересов по причине конкретизации будущей профессии. На четвертом курсе студенты начинают переоценивать ценности, связанные с практической деятельностью в профессиях. На последнем курсе они отходят от коллективных форм общения и перестраиваются на будущие профессиональные и семейные установки.

Психология студента связана с развитием его личности. Ее развитие происходит в нескольких направлениях:

  • Укрепление идейной и профессиональной направленности;
  • Развитие знаний, умений и навыков;
  • Совершенствование психических процессов;
  • Рост индивидуальности;
  • Рост интереса к будущей профессии;
  • Рост общей зрелости студента как личности;
  • Рост самостоятельности как личности и как будущего специалиста.

В вузовское обучение студенты уже приходят с определенным набором психологических категорий, включая степень подготовки, систему ценностей, отношение к учебе, информированность о профессии. Данные факторы способствуют адаптации на начальной стадии обучения в вузе.

По мере адаптации происходит ослабление первоначальных факторов. На их смену приходят факторы управления, которые включают организацию учебного процесса, преподавание, взаимоотношения между преподавателем и студентами. Именно эти факторы предопределяют, какой профессионал, и какая личность выходит в будущем из стен вуза. Все студенты, которые обучаются в учебных заведениях, ориентированы в получении профессии на разные группы. Одни из них смотрят на образование как на профессию, другие ориентируются на бизнес, а третьи относятся к разряду «неопределившихся».

Психолого-педагогическое изучение личности студента

Психолого-педагогическое изучение личности студентов в практике высшей школы должно происходить по нескольким критериям. Они включают мотив поступления в учебное заведение, уровень подготовки и развития способностей, показатели здоровья, характер и др. При исследовании психологии студента используются такие методы, как опрос, наблюдение, анкетирование и разные виды контроля. На основе полученной информации преподаватели получают возможность найти индивидуальный подход каждому студенту. Это поможет выявить и устранить трудности в учебе, поднимать самооценку, налаживать коммуникацию в коллективе.

Замечание 1

Успех обучения связан с таким психическим свойством, как обучаемость. Она представляет собой личностные особенности человека, включая способность адаптироваться к обучению и коллективу, личные аспекты характера, мотивацию.

Мировоззрение студента также отражается на деятельности и развитии. Система ценностей способна откладывать отпечаток на чувства и мотивы. Такой показатель психологии, как темперамент личности, также оказывает влияние на проявление чувств и скорость переключения внимания.

В деятельности студенты проявляют характер, который представляет собой устойчивый психический склад. Он включает ряд черт, классифицируемых по группам. Интеллектуальные черты включают наблюдательность, гибкий ум и рассудительность. Эмоциональные черты представлены уверенностью и бодростью. Волевые черты предполагают наличие целеустремленности, инициативности, выдержки, решительности и мужества. Нравственные черты включают чувство долга, честности и правдивости.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис