Одаренность — это наличие потенциально высоких способностей у индивида, от которых может зависеть возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности.
Одаренность в психологии
Психология рассматривает одаренность в качестве системы личностных качеств, способствующих успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности. В психологической науке существует несколько взглядов на сущность данной категории. Как правило, одаренность связывают с познавательными способностями (мышление, внимание, память, воображение и др.).
В состав категории «одаренность» входит множество личностных качеств:
- Наблюдательность и высокая концентрация внимания;
- Быстрое и часто спонтанное запоминание различной информации;
- Свобода в доступе к хранящейся в памяти информации, наличие ассоциативного мышления;
- Наличие гибкого мышления, которое оперирует терминами и категориями различных сфер знания;
- Развитое логическое мышление, воображение и образное;
- Творческий подход, способность оригинально мыслить, находить решение нестандартным задачам.
С помощью одаренности человек получает возможность овладеть разными видами деятельности. Данная возможность считается потенциальной, поскольку для успеха также требуются специальные способности.
Если учесть, что для одаренности характерна склонность к творчеству и значительная общая активность, то индивид с высоким уровнем этих характеристик в любом случае сможет самореализоваться и достичь успеха. Некоторые психологи дополнительно выделяют еще и специальную одаренность, которая относится к специальным способностям.
Признаки одаренности
В первую очередь, одаренность связана с генетическими предпосылками ее формирования. Ученые предполагают, что часто одаренность и высокий уровень интеллекта (IQ) соседствуют. Это отражает причинно-следственную связь между ними.
Методики определения IQ помогают выявить общий усредненный критерий развития соответствующих способностей. Они помогают измерять адаптивность и возможность быстро ориентироваться в новой информации.
При выявлении детской одаренности психологи обращают внимание на параметры «хочу» и «могу». Они отражают наличие мотивации к определенной деятельности, включая интерес и удовольствие от нее, проявление мотивации в деятельности. Все это и представляет собой видимый результат способностей.
Мотивационный аспект одаренности с точки зрения «хочу» определяется тем, что дети с большим вниманием и избирательно реагируют на отдельные стимулы. Например, при звуке песни они могут прислушиваться, замирать или долго слушать звуки музыки вместо игры. Ребенок может долго и различными способами рисовать, получая удовольствие именно от процесса, а не от того, что взрослый человек похвалит его за красивый рисунок. Сюда необходимо отнести вдохновение к собиранию кубиков и конструктора, необычные творческие решения в строительстве из игрушек, детскую увлеченность танцами, спонтанное проявление себя в движении, интерес к природным явлениям и животным, желание наблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их.
Дети с признаками одаренности готовы не только интересоваться, но и желают доводить собственное увлечение до высшего результата (пика, совершенства), при этом они получают личное удовлетворение. Совокупность стремлений представляет собой вложения энергетических ресурсов в выбранную область. Они непременно отразятся с помощью отдельных результатов, которые можно связать уже со следующим признаком одаренности (аспект деятельности).
Деятельностный аспект (сторона «могу») считается продолжением желания вести определенную деятельность. Данная мотивация впоследствии по логике приводит к высокому результату. Она связана со способностями быстрого и успешного усвоения информации, нахождением новых нестандартных решений, углублением в деятельности и постановкой более сложных целей.
Виды одаренности
Одаренность имеет степень выраженности. Если способности человека выстроить вдоль шкалы, где ноль — это их отсутствие, то далее последуют обычные способности, одаренность и самое высокое значение – гениальность. Раздел между нормой и различной степенью одаренности представляет собой только непрерывную градацию. В ее рамках можно проводить оценку тех или других свойств.
При рассмотрении отдельных свойств можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен человек. С физической точки зрения этому будет соответствовать высокое развитие соответствующих зон мозга, которые связаны с движением, зрением, разными видами памяти, логическим мышлением.
Измеряя коэффициент интеллекта, психологи могут рассматривать также частные способности, которые формируют общий показатель. Очень редко человек имеет одаренность сразу по многим параметрам (например, Леонардо да Винчи).
Иметь одаренность по конкретному параметру – это, к счастью, достаточно частая ситуация. Так более половины людей наделены соответствующими способностями на уровне одаренности. По этой причине задачей каждого человека является определение своей собственной одаренности и ее развитие.
В зависимости от формы рассматривают следующие виды одаренности:
- Явная (заметна всем),
- Скрытая (еще не проявилась) одаренность.
В случае со скрытой одаренностью легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии. Она способна показать себя в неожиданный момент жизни. Примером могут быть изменившиеся внешние условия или события во внутренней психической жизни.
В зависимости от широты проявления классифицируют одаренность общую и специальную. Если общая одаренность распространяется на большинство видов активности людей, то специальная одаренность будет касаться лишь отдельных областей (так называемая узкая специализация). Виды одаренности, которые определяются в привязке к видам деятельности, где она находит проявление, делятся на практическую, познавательную, коммуникативную, художественную и духовную одаренность.