Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология общения с пациентами

Что такое коммуникативная компетентность?

Рассматривая вопросы этики поведения работников медицинской сферы выделяют первостепенные и общие правила, которые требуют соблюдения независимо от профиля медицинского учреждения.

Целью взаимоотношений между медработником и пациентом является медицинская помощь. Исходя из этого, предполагается неоднозначность роли контактов в концепции взаимодействия «медицинский работник-пациент». Отсюда вовсе не следует, что интерес в подобном взаимодействии присутствует только со стороны пациента. Работник в сфере медицины даже в большей степени должен быть заинтересован в оказании помощи пациенту, так как данная работа является его профессией, выбор которой обоснован его собственными интересами и мотивами.

Для бесконфликтного и эффективного взаимодействия медработника и пациента важна коммуникативная компетентность.

Определение 1

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать требуемые контакты с людьми, которая может рассматриваться как концепция внутренних ресурсов, которые необходимы для выстраивания успешного общения в обусловленном разрезе ситуаций межличностного взаимодействия.

Замечание 1

Необходимо обозначить, что в ситуациях, когда пациент поставлен перед потребностью обратиться к врачу за помощью, коммуникативная компетентность очень важна и для него самого.

Главное в том, что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны может расстроить процесс диагностики и лечения Неспособность пациента сформировать взаимосвязь с медицинским работником так же отрицательно отразиться на лечебном процессе, как и неготовность последнего установить эффективный контакт с пациентом.

«Психология общения с пациентами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды общения медработника и пациента

«Контакт масок» – формальное общение. Применяются привычные маски (учтивости, вежливости, скромности, участливости и др.). В границах лечебного и диагностического взаимодействия он имеет место быть в случаях незначительной заинтересованности врача или пациента в итогах взаимодействия (так, скажем, при проведении обязательного профилактического осмотра, где пациент ощущает себя не самостоятельным, а медицинский работник ‒ не имеющим нужных сведений для проведения всестороннего объективного обследования и вынесения аргументированного заключения).

Примитивное – оценивание другого по уровню «нужности». Если необходим, то инициативно вступает в контакт, если мешает – отталкивают. Такой тип общения можно встретить в границах манипулятивного общения медработника и пациента в эпизодах, когда при обращении к врачу устанавливается цель извлечь какие-либо привилегии. Интерес к участнику контакта исчезает сразу вслед за получением нужного результата.

Формально-ролевое – регламентирует средства и содержание общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Такой выбор типа общения со стороны медицинского работника может быть обоснован перегрузкой в профессиональной сфере.

Деловое – при общении врача с пациентом подобный тип становится неравным. Медицинский работник, рассматривая проблемы больного с точки зрения своих знаний, самостоятельно принимает решения без согласования с заинтересованным лицом.

Духовное – предполагает возможность коснуться в процессе беседе любой проблемы, доверить интимный вопрос. Диагностическое и лечебное взаимодействие не предусматривает подобного контакта в силу профессиональной направленности.

Манипулятивное – ориентировано на извлечение выгоды с применением специальных приемов. Имеется также манипулятивный прием именуемый «ипохондризацией пациента», сущность которого состоит в представлении заключения врача о состоянии здоровья пациента в свете очевидного преувеличения тяжести выявленных нарушений.

Барьеры в общении медицинского работника и пациента

В случае появления коммуникативных барьеров в процессе общения работника медицинской сферы и пациента, можно говорить, как о присутствии у пациентов защиты от информации о состоянии здоровья на психологическом уровне и о прогнозах в данном отношении, так и о вероятных проблемах на пути адекватного восприятия информации у медицинского работника.

Замечание 2

Выделяют фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный барьеры отношений.

Фонетический барьер может появляться, когда медицинский работник и пациент говорят быстрым темпом и невыразительно или на разных диалектах и языках, у них есть дефекты дикции и речи.

Семантический (смысловой) барьер сопряжен с проблемой жаргонов, которые характерны людям установленных возрастных групп, социального положения (скажем, язык подростков, наркоманов, хакеров, моряков, жителей удаленных областей и т.д.) и профессий. Снятие подобного барьера – важный вопрос для представителей медицинской профессии, так как от его преодоления зависит эффективность терапевтического контакта.

Появление барьера стилистического характера вполне вероятно при несоответствии речи медицинского работника ситуации общения, к примеру, при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше обусловленного возраста зовет «дедуля» и «бабуля», не принимает во внимание психологических качеств людей и их психологического состояния (перемена сознания на основании заболевания или приема лекарственных средств).

Предпосылка появления социально-культурных барьеров может крыться в восприятии пациента как лица обусловленной профессии, национальности, пола, возраста, социального уровня. Медработник должен быть готов к появлению этого барьера, к тому, что для установленной части пациентов его компетентность недостаточна; в особенности это актуально для молодых работников медицинской сферы.

В ходе общения медицинского работника и пациента могут появляться и барьеры отношений. Здесь имеются в виду негативные эмоции, которые пробуждает человек (притом, основание этого зачастую сложно понять), и формировании к нему негативного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Анализируя суть психологического барьера, нельзя не отметить, что любой из них – это, прежде всего защитный механизм, который создает пациент на пути предлагаемой ему информации.

Таким образом, особенности общения медработника и пациента считаются важным условием эффективности лечения. Недостатки общения медика и пациента могут свести на нет эффективность медикаментозного лечения и даже усугубить самочувствие пациента, и, напротив, эффективное общение работника медицины и пациента значительно увеличивает возможность выздоровления. Потому, социальные способности необходимо наряду со умениями и знаниями отнести к профессионально важным качествам медицинского работника.

Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot