Психология этносов (народов)
Психология этносов (народов) – это раздел социальной психологии, который занимается изучением особенностей психического склада различных рас и народов.
Возникло это направление в Германии во второй половине XIX - начале XX века. Его представители – такие известные ученые как М. Лацарус, В. Вунд, Х. Штейнталь.
Суть психологии народов заключается в том, что народ является основной движущей силой исторического развития и характеризуется активным началом, проявляющимся в религии, культуре, обычаях, нравах, языке в виде «народного духа». Этот «дух» определяет психику людей, их индивидуальное сознание и имеет специфические общие моменты, которые присущи всему этносу.
Предметно психологию народов проанализировал В. Вунд, рассматривая психические процессы в связи с физическими. Он полагал, что это две стороны одного реального бытия – извне – это тело человека, а изнутри –его душа. В. Вунд, изучая сознание, пришел к выводу, что целый ряд психических процессов – речь, воля, мышление, эксперименту недоступны, поэтому изучать их можно только культурно-историческим методом – с этого момента и начинается психология народов. Методы, которыми ей необходимо пользоваться, являются анализом продуктов культуры, а именно: языка, мифов, обычаев, искусства.
Ученый считал, что специального психологического исследования требуют три большие области и три основные проблемы, касающиеся языка, мифов и обычаев, представляющих собой духовные явления, тесно между собой сросшиеся. Индивидуальное сознание и индивидуальные волевые качества не зависят от языка, мифов, обычаев, наоборот, сознание испытывает на себе влияние народного духа. Отсюда В. Вунд делает вывод – первичной является психология народов, а вторичной по отношению к ней – психология индивидов.
Ученый полагает, что психология народов много дает для индивидуальной психологии, т.к. язык, мифы и обычаи являются материалом о душевной жизни индивидов.
В психологии народов анализируется дух народа вообще, условия его жизни, деятельности. Кроме этого конкретнее исследуются частные формы народного духа и их развитие.
Психология народов решает следующие задачи:
- познать сущность народного духа с точки зрения психологии;
- открыть и сформулировать законы, которые лежат в основе внутренней духовной или идеальной деятельности народа в искусстве, в науке, в жизни;
- открыть причины, поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Психология масс
Психология масс помогает решить вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций.
Родилась она во второй половине XIX века во Франции, а истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда, который считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме идеи подражания, общественные и групповые нормы и ценности возникают благодаря подражанию, а усваивая эти нормы, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни.
Социолог Лебон основное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. Суть концепции изложена в основной его работе «Психология народов и масс», вышедшая в 1895 г. Лебон полагал, что всякое скопление людей есть ни что иное, как «масса», для которой характерной является главная черта – утрата способности к наблюдению.
Находясь в массе, человек имеет типичные черты поведения:
- обезличивание;
- преобладание чувств над интеллектом;
- утрата интеллекта вообще;
- отсутствие личной ответственности.
Таким образом, масса по своей природе хаотична и неупорядочена, ей обязательно нужен лидер - «вождь», а его роль выполняет только элита. Данный вывод был сделан на основании рассмотрения единичных случаев поведения массы в ситуации паники. Поскольку другие эмпирические подтверждения отсутствуют, то оказалось, что паника является единственной формой действий массы.
Для психологии масс характерна определенная социальная окраска. Массовые выступления в конце XIX века, заставляли официальную идеологию заниматься поиском средств обоснования всевозможных акций, которые были направлены против этих массовых выступлений.
В этот период широко распространяется утверждение о том, что конец XIX- начало XX века является «эрой толпы» – человек потерял свою индивидуальность и подчиняется примитивным инстинктам, легко поддается иррациональным действиям. Ход мыслей каждого человека, находящегося в толпе, направляется общим настроем этой толпы и чем больше человек находится в толпе, тем слабее у него становится чувство реальности, а подверженность влиянию лидера возрастает. Лидеры часто бывают с ярко выраженными чертами психических отклонений.
Лебон в своих трудах также поднимает такие теоретические проблемы как анонимность, психологическое заражение, внушаемость человека, находящегося в толпе. Эти проблемы дали сильный толчок социально-психологическим исследованиям.
Теория Лебона была подвергнута критике, многие считали её реакционной и несостоятельной и, прежде всего, потому что он отождествлял народные массы и иррациональную толпу. Что касается современных социальных психологов, то они тоже отмечают некоторые пороки его теории – это расплывчатость исходных понятий, необоснованное противопоставление иррациональной толпы образу рационального индивида и др.
Теория инстинктов социального поведения
Это третья концепция, стоящая в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений. Её автор – английский психолог В. Макдугалл, который в 1920 г переехал в США. В 1908 г в свет вышла его книга «Введение в социальную психологию». В каком- то смысле дата выхода книги стала началом новой эры в социальной психологии.
Суть теории Макдугалла состоит в том, что врожденные инстинкты лежат в основе социального поведения. Данная идея является реализацией общего принципа – стремления к цели, свойственного как человеку, так и животным. В концепции Макдугалла этот принцип особенно значим.
Созданную психологию он называет «целевой» или «гормической», выступающей движущей силой интуитивного характера.
«Горме» в переводе с греческого языка – стремление, порыв, желание.
Горме в его понимании реализуется в качестве инстинктов. Инстинкты включают аффективную, эмоциональную, афферентную части, т.е. всё, что происходит в области сознания, зависит напрямую от бессознательного начала.
Эмоции в основном являются внутренним выражением инстинктов, и связь между ними носит определенный и систематический характер.
Ученый называет инстинкты и эмоции, связанные между собой:
- инстинкт борьбы и эмоции гнева, страха;
- инстинкт бегства и чувство самосохранения;
- инстинкт продолжения рода и эмоция ревности;
- инстинкт приобретение и чувство собственности;
- инстинкт строительства и чувство созидания;
- инстинкт стада и чувство принадлежности.
В. Магдугалл считал, что все социальные явления – политика, торговля, семья, война, общественные процессы, выходят из инстинктов.