Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология народов

Психология этносов (народов)

Определение 1

Психология этносов (народов) – это раздел социальной психологии, который занимается изучением особенностей психического склада различных рас и народов.

Возникло это направление в Германии во второй половине XIX - начале XX века. Его представители – такие известные ученые как М. Лацарус, В. Вунд, Х. Штейнталь.

Суть психологии народов заключается в том, что народ является основной движущей силой исторического развития и характеризуется активным началом, проявляющимся в религии, культуре, обычаях, нравах, языке в виде «народного духа». Этот «дух» определяет психику людей, их индивидуальное сознание и имеет специфические общие моменты, которые присущи всему этносу.

Предметно психологию народов проанализировал В. Вунд, рассматривая психические процессы в связи с физическими. Он полагал, что это две стороны одного реального бытия – извне – это тело человека, а изнутри –его душа. В. Вунд, изучая сознание, пришел к выводу, что целый ряд психических процессов – речь, воля, мышление, эксперименту недоступны, поэтому изучать их можно только культурно-историческим методом – с этого момента и начинается психология народов. Методы, которыми ей необходимо пользоваться, являются анализом продуктов культуры, а именно: языка, мифов, обычаев, искусства.

Ученый считал, что специального психологического исследования требуют три большие области и три основные проблемы, касающиеся языка, мифов и обычаев, представляющих собой духовные явления, тесно между собой сросшиеся. Индивидуальное сознание и индивидуальные волевые качества не зависят от языка, мифов, обычаев, наоборот, сознание испытывает на себе влияние народного духа. Отсюда В. Вунд делает вывод – первичной является психология народов, а вторичной по отношению к ней – психология индивидов.

«Психология народов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ученый полагает, что психология народов много дает для индивидуальной психологии, т.к. язык, мифы и обычаи являются материалом о душевной жизни индивидов.

В психологии народов анализируется дух народа вообще, условия его жизни, деятельности. Кроме этого конкретнее исследуются частные формы народного духа и их развитие.

Психология народов решает следующие задачи:

  • познать сущность народного духа с точки зрения психологии;
  • открыть и сформулировать законы, которые лежат в основе внутренней духовной или идеальной деятельности народа в искусстве, в науке, в жизни;
  • открыть причины, поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

Психология масс

Психология масс помогает решить вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций.

Родилась она во второй половине XIX века во Франции, а истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда, который считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме идеи подражания, общественные и групповые нормы и ценности возникают благодаря подражанию, а усваивая эти нормы, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни.

Социолог Лебон основное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. Суть концепции изложена в основной его работе «Психология народов и масс», вышедшая в 1895 г. Лебон полагал, что всякое скопление людей есть ни что иное, как «масса», для которой характерной является главная черта – утрата способности к наблюдению.

Находясь в массе, человек имеет типичные черты поведения:

  • обезличивание;
  • преобладание чувств над интеллектом;
  • утрата интеллекта вообще;
  • отсутствие личной ответственности.

Таким образом, масса по своей природе хаотична и неупорядочена, ей обязательно нужен лидер - «вождь», а его роль выполняет только элита. Данный вывод был сделан на основании рассмотрения единичных случаев поведения массы в ситуации паники. Поскольку другие эмпирические подтверждения отсутствуют, то оказалось, что паника является единственной формой действий массы.

Для психологии масс характерна определенная социальная окраска. Массовые выступления в конце XIX века, заставляли официальную идеологию заниматься поиском средств обоснования всевозможных акций, которые были направлены против этих массовых выступлений.

В этот период широко распространяется утверждение о том, что конец XIX- начало XX века является «эрой толпы» – человек потерял свою индивидуальность и подчиняется примитивным инстинктам, легко поддается иррациональным действиям. Ход мыслей каждого человека, находящегося в толпе, направляется общим настроем этой толпы и чем больше человек находится в толпе, тем слабее у него становится чувство реальности, а подверженность влиянию лидера возрастает. Лидеры часто бывают с ярко выраженными чертами психических отклонений.

Лебон в своих трудах также поднимает такие теоретические проблемы как анонимность, психологическое заражение, внушаемость человека, находящегося в толпе. Эти проблемы дали сильный толчок социально-психологическим исследованиям.

Теория Лебона была подвергнута критике, многие считали её реакционной и несостоятельной и, прежде всего, потому что он отождествлял народные массы и иррациональную толпу. Что касается современных социальных психологов, то они тоже отмечают некоторые пороки его теории – это расплывчатость исходных понятий, необоснованное противопоставление иррациональной толпы образу рационального индивида и др.

Теория инстинктов социального поведения

Это третья концепция, стоящая в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений. Её автор – английский психолог В. Макдугалл, который в 1920 г переехал в США. В 1908 г в свет вышла его книга «Введение в социальную психологию». В каком- то смысле дата выхода книги стала началом новой эры в социальной психологии.

Суть теории Макдугалла состоит в том, что врожденные инстинкты лежат в основе социального поведения. Данная идея является реализацией общего принципа – стремления к цели, свойственного как человеку, так и животным. В концепции Макдугалла этот принцип особенно значим.

Созданную психологию он называет «целевой» или «гормической», выступающей движущей силой интуитивного характера.

Замечание 1

«Горме» в переводе с греческого языка – стремление, порыв, желание.

Горме в его понимании реализуется в качестве инстинктов. Инстинкты включают аффективную, эмоциональную, афферентную части, т.е. всё, что происходит в области сознания, зависит напрямую от бессознательного начала.

Эмоции в основном являются внутренним выражением инстинктов, и связь между ними носит определенный и систематический характер.

Ученый называет инстинкты и эмоции, связанные между собой:

  • инстинкт борьбы и эмоции гнева, страха;
  • инстинкт бегства и чувство самосохранения;
  • инстинкт продолжения рода и эмоция ревности;
  • инстинкт приобретение и чувство собственности;
  • инстинкт строительства и чувство созидания;
  • инстинкт стада и чувство принадлежности.
Замечание 2

В. Магдугалл считал, что все социальные явления – политика, торговля, семья, война, общественные процессы, выходят из инстинктов.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot