Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания

Определение 1

Педагогическая психология — это научная дисциплина, которая занимается исследованием условий и закономерностей формирования психических новообразований под воздействием воспитания и обучения.

Предмет изучения педагогической психологии

Пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания могут существовать через объединение психологии и педагогики. Это происходит с помощью такого направления, как педагогическая психология. В современной педагогической практике уже нельзя грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований выстраивать какую-либо деятельность без интенсивного внедрения научно-психологических знаний.

Любая педагогическая деятельность должна включать общение ученика и педагога. Она предполагает установление контакта между ними. Профессия педагога считается наиболее чувствительной к психологии, так как эта деятельность напрямую направлена на человека и его развитие. Педагоги в ежедневном труде вынуждены встречаться с «живой» психологией, сопротивлением индивида педагогическим воздействиям, значением индивидуальных особенностей человека.

Педагог, который заинтересован в эффективности своей работы, поневоле обязан быть психологом, получая в работе соответствующий психологический опыт. Важно то, что данный опыт обслуживает базовую практическую задачу и становится опытом педагога, который имеет определенные принципы и способы деятельности.

Педагогическая психология — это направление, которое исследует механизмы, закономерности, требующиеся для овладения знаниями, умениями, навыками. Она занимается исследованиями индивидуальных различий в этих процессах, закономерностей формирования творческого активного мышления, определением условий, при которых возможно достижение эффективного умственного развития.

Структура педагогической психологии включает несколько направлений:

  • Психология образовательной деятельности (единство учебной и педагогической работы);
  • Психология учебной деятельности и ее субъекта (ученик, студент);
  • Психология педагогической деятельности и ее субъектов (учитель, преподаватель, педагог);
  • Психология учебно-педагогического сотрудничества и коммуникации.
«Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Укрепление сотрудничества педагогики и психологии в решении задач обучения и воспитания

Укрепление сотрудничества в решении задач обучения и воспитания рассматривается с точки зрения кардинальной проблемы отечественной педагогической психологии. Она заключается в соотношении обучения и психического развития. Тем не менее, за последнее время существенно меняются представления о содержании и характере данного соотношения.

Начиная с 1930-х годов, вектор соотношения определяли через направление «от обучения к развитию». Под мощным и односторонним воздействием концепции Л. С. Выготского, в российской педагогической психологии произошло обоснование и началось широкое использование тезиса: «обучение определяет, «ведет за собой» развитие; оно не должно «плестись в хвосте развития». Это положение имело большое значение для педагогической психологии, в которой тогда формировались основы социально-исторической теории развития и выстраивались контуры культурно-сообразного образования.

Многие годы в педагогической психологии преобладало мнение о ведущем значении школьного обучения в психическом (умственном) развитии ребенка. Здесь ученые имели в виду специально организованное обучение. Его цели и ценности предопределяла идеология, господствующая в общественном сознании.

Для обучения были характерны следующие основные функции:

  • Обеспечить познание окружающего мира через его непротиворечивость и истинность;
  • Обеспечить социализацию;
  • Раскрыть способности;
  • Реализовать на практике функции, закрепленные за обучением.

Сотрудничество психологии и педагогики в решении задач обучения и воспитания

Педагогика и психология в их объединении должны раскрывать закономерности усвоения соответствующих видов социального опыта. Они должны способствовать изучению того, каким образом данный опыт может становиться достоянием индивида.

Если взять за основу теоретические закономерности, то современная педагогическая психология должна давать основания для путей и средств обучения каждого ребенка. Для этого важно признавать в нем индивидуальность, что позволяют достичь методы обучения и изучения ученика в образовательном процессе. Методики преподавания школьных предметов учитывают не только логику построения научных знаний, но и реальные механизмы усвоения знания. Они должны обладать индивидуальной вариативностью, поэтому их нельзя свести к инвариантным образцам.

Для укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания необходим не только анализ продуктов деятельности учащихся (конечный результат), но и сам процесс получения продукта (процесс овладения знаниями). Существенный акцент в современной педагогической психологии нужно сделать на анализ учения в качестве индивидуальной познавательной деятельности. Это отличает его от исследования обучения в качестве специально организованной и социально значимой деятельности.

Соотношение обучения и развития в рамках такого контекста способно приобрести другое содержание. Развитие подчиняется закону интериоризации и обеспечивается не превращением обучения в учение. В этом случае происходит использование внутреннего резерва каждого ребенка для того, чтобы организовать (реализовать) его учение. С такой позиции обучение выступает не как цель, а как средство развития, выполняя при этом важную роль и активизируя (стимулируя) личностный потенциал каждого учащегося.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot