Кризисное консультирование — это направление кризисной психотерапии, которое связано с оказанием психологической помощи в переживании критической ситуации.
Сущность понятий «кризис», «кризисная ситуация», «кризисное состояние»
В энциклопедических словарях категория кризис обозначается в качестве резкого, крутого перелома или острого затруднения в чем-либо, тяжелого переходного состояния или тяжелого положения. Какими бы жизненными событиями ни был вызван кризис (например, потеря близкого человека, насилие, природная катастрофа и др.), он способен затрагивать самые фундаментальные и жизненно важные ценности и потребности людей. Кризис становится доминантой внутренней жизни человека, поскольку связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Известная многим китайская идеограмма кризиса включает 2 картины, одна из которых предполагает опасность, а другая характеризует возможность. Китайцы считают, что именно кризис путем нарушения привычного хода жизни начинает требовать от человека того, чтобы он начал переосмысливать жизненные цели, отношения с окружающими, образ жизни и др. По этой причине успешное преодоление кризисных ситуаций способствует позитивному исходу дел.
Кризисная ситуация представляет собой ситуацию, которая вышла за пределы обычного опыта. У человека нет к ней готовых адаптивных стереотипов поведения, поэтому она ведет к потрясениям и изменению привычной картины мира.
В науке рассматривают два типа кризисных ситуаций:
- Экстремальные ситуации (например, природное бедствие, техногенная катастрофа, различные виды насилия, террористические акты и др.);
- Утрата близкого человека (разлучение родителей и ребенка, смерть близкого человека, развод и др.)
Кризисное состояние является состоянием, возникающим в результате потрясения или переживания особого рода воздействия. В литературе, касающейся проблем кризисной психологии, в числе базовых кризисных состояний, как правило, принято выделять: стресс, фрустрацию, конфликты, депривации и кризисы.
Критическую ситуацию связывают с внутренними и внешними событиями, которые происходят в человеческой жизни. В качестве примеров таких событий могут быть: невосполнимая потеря (утрата здоровья, смерть родственника), недопустимое поведение других людей (предательство, насилие, не оправдание надежд), объективное изменение статуса, материального положения или жизненных перспектив (увольнение, потеря жилья или накоплений, банкротство).
Объединяющей чертой перечисленных ситуаций становится то, что происшедшее «недопустимое» для человека событие невозможно отменить. Оно начинает представлять собой данность существования. Если при переживании критической ситуации люди не находят способов адаптации и не примиряются с новыми обстоятельствами жизни, то их психическое состояние меняется, и они начинают погружаться в разрушающие переживания.
Аспекты кризисного консультирования
Кризисное консультирование в кризисных службах начинается с оказания клиенту экстренной психологической помощи. Как правило, она концентрируется на работе с его состоянием, а не с содержанием самой проблемы. Подобный тип помощи основан на принципах симптомо-центрированного контроля, краткосрочности, реалистичности и личной вовлеченности специалиста.
Осуществление стратегии характеризуется формированием специфических отношений с пациентами. В их основе лежат следующие принципы:
- Принятие,
- Понимание,
- Безусловное позитивное отношение к человеку.
Характерными аспектами кризисного консультирования являются: эмпатическая установка связи, безотлагательность, высокая степень активности консультанта, ограничение целей нормализацией состояний, помощь, фокусировка на основной проблеме, уважение.
Специалисты предполагают, что после нормализации эмоциональной сферы и достижения необходимого уровня адаптации человек должен стать более способным к рациональному решению проблем (психологическое принятие новой жизненной ситуации). В дальнейшем психологическую помощь осуществляют как проблемно-ориентированное консультирование. В этом процессе происходит обсуждение проблемы, выявление действий, которые уже совершаются для решения проблем. Далее необходимо определить препятствия и обсудить возможности клиента. Одной из важных линий разрешения проблемы становится инициирование помощи со стороны социальных сетей.
В процессе осуществления кризисного консультирования психологи берут за основу знания закономерностей протекания кризисов, которые вызваны разнообразными инициирующими событиями. Максимально часто кризисное консультирование в кризисных службах осуществляют по следующим проблемам:
- Работа с посттравматическим стрессовым расстройством, которое связано с переживанием катастроф, потрясений, участия в военных действиях или прочих вооруженных столкновений;
- Пережитое физическое (сексуальное) насилие;
- Острое горе, которое вызвано невосполнимой утратой;
- Проблемы в отношениях или семье, которые вызваны недопустимым, с позиции клиента, поведением партнера;
- Резкое ухудшение социального или имущественного статуса.
Кризисное консультирование в соответствующих службах преимущественно концентрируется на работе с состояниями клиента. В этом случае психологу-консультанту необходимо обладать умением работать с разными разрушающими эмоциональными переживаниями (например, гневом, чувством вины, страхом и тревогой, депрессией, переживанием горя). Отдельное внимание здесь важно уделить риску развития суицидного поведения. Часто клиенты оказываются на консультации в кризисной службе лишь после осуществления неудачных суицидных попыток.
Есть практика кризисного консультирования, осуществляемая как в процессе личных встреч с клиентами, так и на дистанции. Дистанционное кризисное консультирование производится с помощью сети телефонов экстренной психологической помощи (так называемые телефоны доверия).