Самоопределение — это процесс выбора профессии, который актуален для каждого человека. Оно помогает получить удовлетворение от собственной профессиональной деятельности, когда человек увлечен своим делом и раскрывает свой интеллектуальный потенциал.
Особенности профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение необходимо начинать со школы. Человек должен видеть, что результаты его труда востребованы в обществе, и он при этом получает за свой труд адекватное вознаграждение. Многие люди выбирают свою будущую профессию спонтанно, не учитывают при этом факторы, впоследствии порождающие неудовлетворенность выбором. Это приводит к новым поискам своего профессионального призвания.
В учебных заведениях используют различные направления профориентационной работы для подростков и старшеклассников. При осуществлении анализа многолетнего опыта работы в этом направлении, представляется некоторая система в организации процесса психологического консультирования.
Практическая работа в области психологического консультирования показала, что выпускники школ чаще всего выбирают профессию по несущественным основаниям. Это способствует снижению интереса к процессу профессионального обучения. В дальнейшем появляется потребность сменить профиль обучения.
Проблема самоопределения для большинства выпускников вызывает существенные трудности. Для правильного выбора важно учесть:
- Востребованность профессии на современном рынке;
- Требования, предъявляемые профессией к человеку;
- Личностные особенности;
- Наличие возможных профессиональных ограничений.
Проблема профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение совпадает с возрастными кризисами при переходе из основной школы в старшую, на стадии завершения средней школы и начале обучения в профессиональном учебном заведении. Если человек принимает участие в процедуре профессионального консультирования, то у него происходит развитие способности выбирать осознанно и самостоятельно.
Существуют аспекты профессионального консультирования выпускников школ и студентов в области самоопределения. Этот процесс зависит от возрастных задач и готовности к осознанному выбору профессии.
Консультация выпускников основной школы состоит из этапа, на котором уточняется запрос в отношении профессионального самоопределения. Далее происходит справочно-информационное консультирование с обсуждением плана обучения после окончания школы. Ребенок должен определиться с выбором профиля, профессии и начального профессионального, среднего или высшего учебного заведения.
В процессе консультации специалист помогает освоить способы анализа профессиональной деятельности. Для этого предназначена модель классификации профессий, разработанная Е.А. Климовым. С ее помощью выстраивается формула предпочитаемой профессии.
Самопознание, необходимое для исследования профессиональных интересов и предпочтений, основных интеллектуальных способностей, особенностей характера и темперамента — это составляющая следующей стадии работы в области самоопределения.
В дополнение к консультации человек должен иметь склонность к самостоятельному исследованию привлекательной профессиональной деятельности. Для этого специалист может предложить готовые профессиограммы, экскурсии в организации, посещения различных рабочих мест и проведение интервью со специалистами. Школьник сам может изучать учебную базу, а с помощью родителей он осуществит поиск учебного заведения, где можно получить образование по интересной для него специальности.
Далее нужно провести анализ результатов исследования путем соотнесения собственного представления о профессии с тем, что человек смог узнать в ходе исследования. Он должен оценить привлекательные и малопривлекательные стороны профессиональной деятельности, проанализировать перспективы трудоустройства, роста по карьерной лестнице, профессионального развития.
Проблемы консультирования по профессиональному самоопределению
Процесс самоопределения, как и выстраивание образа будущего, затруднен расстройством временных перспектив, который характерен для подросткового возраста. Данная проблема решается благодаря работе с портфолио. Человека в ходе консультации обучают анализировать прошлый жизненный опыт и оформлять «Автобиографию».
Консультации выпускников в области самоопределения помогают решить проблему выбора профессии. Ее необходимо начать с уточнения запроса. Как правило, проблема в этой сфере заключается в том, что старшеклассник не способен определиться с выбором. Ему важно уточнить, подойдет ли профессия индивидуальным особенностям.
При возникновении проблем в ходе консультаций требуется поменять подход. Его важно направить на профотбор для определения того, соответствуют ли аспекты личности человека требованиям профессии. Актуальным здесь становится вопрос самопознания, выбора профессионального образования, отрасли и профессии.
Если человек делает спонтанный и не осознанный выбор профессии, то это приводит к ошибкам. В самом начале обучения студенты начинают осознавать, что им не интересен такой вид деятельности. По этой причине учеба будет даваться с трудом.
Что касается консультирования в ситуации коррекции ошибочного выбора профессии, то оно обладает некоторыми особенностями. Клиентами психолога здесь должны стать часто не только дети, но и родители. Психологическая помощь родителям концентрируется на уменьшении тревожности по поводу будущего, понимания и принятии проблем, ошибок и трудностей профессионального самоопределения. Психологическая помощь здесь должна иметь целью поиск компромиссного решения.
Для организации консультационной работы с людьми, которые имеют ограничения в состоянии здоровья, специалисты должны учитывать факторы, препятствующие эффективному профессиональному самоопределению. Большинство людей с ограниченной трудоспособностью не считает, что их труд может выступать средством материального обеспечения.