Отклонения в поведении — это устойчивые особенности поведения личности, которые не соответствуют наиболее распространённым и устоявшимся общественным нормам. Негативное отклоняющееся (девиантное) поведение ведет к применению со стороны общества соответствующих формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, наказание).
Сущность отклоняющегося поведения
Категория «отклоняющееся поведение» чаще всего заменяется синонимом «девиантное поведение». Сегодня это понятие используется в науке в двух основных значениях. Первое из них предполагает действия (поступок) индивида, которые не соответствуют официальным и установленным (фактически сложившимся) в этом обществе нормам. В этом случае отклонения в поведении становятся предметом изучения психологии, педагогики и психиатрии.
Второе значение подразумевает под «девиантным поведением» социальное явление, которое выражено через относительно массовые и устойчивые формы человеческой деятельности. Они не соответствуют нормам и ожиданиям, официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе. Здесь оно становится предметом права, социологии и социальной психологии.
В психологии отклонения в поведении рассматривают с первой точки зрения (проявление индивидуальной активности). Отклоняющееся поведение человека представляет собой тип поведения, который не соответствует общепринятым или официально установленным нормам социума. Говоря по-другому, оно включает действия, которые не соответствуют существующим законодательным актам, правилам, традициям и социальным установкам.
Девиантное поведение и личность, которая его показывает, начинают вызывать отрицательную оценку со стороны окружающих. Такая оценка может быть в форме общественного осуждения, социальных санкций, включая уголовное наказание. Отклонения в поведении наносят реальный ущерб самому человеку и другим людям. Это рассматривается со следующих позиций:
- Дестабилизация существующего порядка,
- Моральный и материальный ущерб,
- Физическое насилие,
- Причинение боли,
- Ухудшение здоровья.
Отклонения в поведении характеризуются в качестве стойко повторяющегося (многократного или длительного) действия, осуждаемого другими. Исключения состоят в том, что даже однократная попытка суицида становится серьезной опасностью. Ее необходимо расценивать как отклоняющееся поведение личности.
Для отклонений в поведении характерно индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Категорию «отклоняющееся поведение» можно использовать в отношении детей с 5 лет, а в строгом смысле, только после 9 лет. Для классификации поведения как отклоняющегося его нужно согласовать с общей направленностью личности.
Консультирование лиц с отклоняющимся поведением
Цель психологического консультирования отклоняющегося поведения состоит в формировании клиентами новых осознанных способов действий в проблемной ситуации. Здесь предполагается, что клиент психолога (консультанта) является психически и психологически здоровым человеком, который способен нести ответственность за свои поступки и подвергать анализу ситуацию.
В рамках психотерапии и психологической коррекции консультант может и не ожидать этого от клиента (пациента). Тем не менее, на практике часто случается, что практически не бывает «абсолютно здоровых» людей, а психолог, как правило, по личностным и межличностным проблемам, в той или иной степени выступает как психотерапевт.
В общем виде психологическое консультирование и психокоррекция лиц с отклонениями в поведении обладают некой спецификой целей и используемых методов. С помощью консультаций происходит решение не только жизненно важных, глубинных, витальных проблем (как в психотерапии и психологической коррекции в той части, что их сближает), а проблем приспособления к ситуации.
Консультанты в области различных отклонений поведения помогают клиентам по-новому посмотреть на проблему, чтобы уйти от привычного стереотипа реагирования и поведения, сделав выбор конкретной стратегии поведения. В задачу специалиста не включена коррекция патологических симптомов и обеспечение личностного роста человека (за исключением консультаций по личным проблемам, которые практически объединяются с психотерапией и психокоррекцией), установка особенных терапевтических отношений.
Основной задачей психолога-консультанта становится помощь клиенту, который должен посмотреть на свои проблемы и сложности в жизни со стороны. Он демонстрирует и обсуждает стороны взаимоотношений, которые, являясь источником трудностей, как правило, не осознаются и не подвергаются контролю. В качестве основы подобной формы воздействия представлено изменение установок человека на других людей и формы взаимодействия с ними.
Методы консультирования и психокоррекции лиц с отклонениями в поведении
Специфика методов психологического консультирования лиц с отклоняющимся поведением заключается в удельном весе их применения по ходу работы. Если сравнивать с психотерапией и психокоррекцией при консультировании, то здесь психологи меньше времени отводят на выслушивание (психотерапия на это уделяет основную часть времени). Специалист больше объясняет, информирует, давая советы и указания (например, в психотерапии они вообще редко используются).
Консультирование не имеет такого регулярного характера, как психотерапия и психолокоррекция. Оно занимает меньше времени (в среднем 5 встреч, хотя бывают ситуации, в которых процесс с большими перерывами продолжается годы, так как у клиента появляются другие проблемы).
Виды психологического консультирования отклонений в поведении включают:
- Психолого-педагогическое (установка адекватных детско-родительских отношений, выбор тактики воспитания);
- Семейное (консультации семейных пар с супружескими проблемами, членов семьи, где воспитываются дети с отклонениями, алкоголики, наркоманы и др.);
- Личностное (решение личностных проблем);
- Возрастно-психологическое (контроль процесса психического развития);
- Профессиональное (помощь в профессиональных отклонениях) и др.