Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические технологии управления стрессом в организации

Причины стресса в организации и управление им

Определение 1

Стресс – это совокупность адаптационных реакций организма на различные физические или психологические неблагоприятные факторы-стрессоры, которые нарушают гомеостаз, состояние нервной системы и/или организма в целом.

Основной причиной возникновения стресса является смена обстановки или условий жизнедеятельности. Даже если перемена позитивная, она все равно нарушает (изменяет) тот баланс, который каждый индивид стремится поддерживать вокруг себя.

В условиях организации, возникновение стрессовых ситуаций значительно выше. Это обусловлено тем, что каждый сотрудник, выполняя свои должностные обязанности, чувствует определенную ответственность, которая «давит» на него и может послужить возникновением стрессовой ситуации.

Еще одной из причин возникновения стресса в организации, является смена условий работы, расширение должностных обязанностей, переход на новую должность и т.д. Особенно необходимо отметить, что каждый новый сотрудник проходит период адаптации, во время которого он особенно подвержен стрессу.

Замечание 1

Для того, чтобы управлять стрессом, особенно в условиях крупной организации, создается специальная должность – менеджер по работе с персоналом. В его обязанности входит решение рабочих и насущных проблем сотрудников, уменьшение риска возникновения ситуаций, которые могут в итоге привести к стрессу.

Для того, чтобы достичь высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, менеджеру по работе с персоналом необходимо:

  1. Периодически проводить работу по выявлению склонности сотрудников к стрессу и выявлению общего психологического климата в коллективе.
  2. Стараться понять каждого сотрудника, адекватно оценивать их поступки, «идти на встречу» при разрешении личных проблем.
  3. Четко устанавливать приоритеты работы каждого сотрудника, точно описывать зоны их полномочий.
  4. Использовать в работе с сотрудниками тот стиль лидерства, который соответствует условиям каждой конкретной ситуации.
  5. Обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективное выполнение должностных обязанностей.
  6. Взаимодействуя с сотрудниками выступать в роли наставника, развивать у них стремления обсуждать сложные вопросы.
«Психологические технологии управления стрессом в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психологические технологии управления стрессом на уровне организации

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

  1. Правильный подбор и расстановка кадров. Психологические характеристики и совместимость сотрудников, оказывает большое влияние на возникновение стрессовой ситуации в коллективе. При подборе и расстановке кадров (формировании смены, напарников и т.д.), необходимо учитывать психологические особенности сотрудников.
  2. Постановка конкретных и выполнимых задач. Важно ставить перед сотрудниками только те задачи, которые они реально смогут решить, даже если они сложные. В случае, если руководитель ставит перед сотрудниками невыполнимые задачи, то это может послужить возникновению стрессу. Позитивным фактором в данном случае будет осуществление обратной связи с сотрудниками, чтобы знать их способности и стремления в профессиональной деятельности.
  3. Взаимодействие и групповое принятие решений. Зачастую стресс у сотрудников возникает, когда они не имеют четко установленных задач, не понимают, что от них ждут и требуют в работе, а также по каким критериям будут оценены их результаты. В случае, если сотрудник четко понимает, что от него требуется, то ему комфортно работать, так как можно самостоятельно планировать свою работу, тем самым предупреждая развитие стресса.
  4. Разработка и реализация программ по оздоровлению сотрудников. Программы включают в себя полноценное питание сотрудников, занятия спортом, разнообразные формы проведения досуга, а также реализация индивидуальных программ по оказанию психологической поддержки сотрудника (например, для лиц, которые страдают алкоголизмом).

Психологические технологии управления стрессом на уровне отдельного сотрудника

Основные технологии и направления управления стрессом на уровне сотрудника:

  1. Научиться правильно распределять свое рабочее время, выделять наиболее приоритетные направления деятельности, изыскивать дополнительные резервы времени и сил.
  2. Налаживание дружеских взаимоотношений в коллективе, создание атмосферы доброжелательности и поддержки.
  3. При выделении приоритетных и второстепенных задач можно использовать составление списка дел, в котором следует перечислить все дела и отметить, те, которые необходимо выполнить немедленно, а какие можно отложить.
  4. Уметь четко ставить цели и расставлять приоритеты в своей профессиональной деятельности. Уметь говорить «нет», четко ограничивать время работы и отдыха, не стремится выполнить всю работу сразу.
  5. Уметь избегать лишних и ненужных обещаний. Особенно нагрузку на нервную систему оказывают те обещания, которые трудновыполнимы и требуют от сотрудника особенных усилий.
  6. Четко определять границу между продуктивностью и активностью. Активность – это внешнее проявление энергичности, которое не всегда идет на пользу выполняемого дела, то есть сотрудник совершает много движений, а результат мал. Продуктивность – это постепенное неуклонное приближение к намеченной цели, последовательное и результативное выполнение своих обязанностей.
  7. Анализ причин потери рабочего времени, которые негативно сказываются на выполнении должностных обязанностей.

В случае, если стрессовых ситуаций не удается избежать, то необходимо использовать следующие психологические приемы:

  • постараться принять негативное событие как позитивное;
  • относиться к стрессу как к источнику энергии;
  • воспринимать проблему как вызов;
  • не думать о прошлых событиях как о поражении;
  • использовать прием, согласно которому: «вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них». Главное победа над эмоциями»;
  • постараться видеть будущее в положительном свете.
Замечание 2

Таким образом, для эффективной борьбы со стрессом в организации руководство должно внедрять эффективные психологические методики и мероприятия по борьбе с конфликтными и стрессовыми ситуациями как на уровне организации, так и на уровне персонала.

Дата последнего обновления статьи: 04.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot