Причины стресса в организации и управление им
Стресс – это совокупность адаптационных реакций организма на различные физические или психологические неблагоприятные факторы-стрессоры, которые нарушают гомеостаз, состояние нервной системы и/или организма в целом.
Основной причиной возникновения стресса является смена обстановки или условий жизнедеятельности. Даже если перемена позитивная, она все равно нарушает (изменяет) тот баланс, который каждый индивид стремится поддерживать вокруг себя.
В условиях организации, возникновение стрессовых ситуаций значительно выше. Это обусловлено тем, что каждый сотрудник, выполняя свои должностные обязанности, чувствует определенную ответственность, которая «давит» на него и может послужить возникновением стрессовой ситуации.
Еще одной из причин возникновения стресса в организации, является смена условий работы, расширение должностных обязанностей, переход на новую должность и т.д. Особенно необходимо отметить, что каждый новый сотрудник проходит период адаптации, во время которого он особенно подвержен стрессу.
Для того, чтобы управлять стрессом, особенно в условиях крупной организации, создается специальная должность – менеджер по работе с персоналом. В его обязанности входит решение рабочих и насущных проблем сотрудников, уменьшение риска возникновения ситуаций, которые могут в итоге привести к стрессу.
Для того, чтобы достичь высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, менеджеру по работе с персоналом необходимо:
- Периодически проводить работу по выявлению склонности сотрудников к стрессу и выявлению общего психологического климата в коллективе.
- Стараться понять каждого сотрудника, адекватно оценивать их поступки, «идти на встречу» при разрешении личных проблем.
- Четко устанавливать приоритеты работы каждого сотрудника, точно описывать зоны их полномочий.
- Использовать в работе с сотрудниками тот стиль лидерства, который соответствует условиям каждой конкретной ситуации.
- Обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективное выполнение должностных обязанностей.
- Взаимодействуя с сотрудниками выступать в роли наставника, развивать у них стремления обсуждать сложные вопросы.
Психологические технологии управления стрессом на уровне организации
Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:
- Правильный подбор и расстановка кадров. Психологические характеристики и совместимость сотрудников, оказывает большое влияние на возникновение стрессовой ситуации в коллективе. При подборе и расстановке кадров (формировании смены, напарников и т.д.), необходимо учитывать психологические особенности сотрудников.
- Постановка конкретных и выполнимых задач. Важно ставить перед сотрудниками только те задачи, которые они реально смогут решить, даже если они сложные. В случае, если руководитель ставит перед сотрудниками невыполнимые задачи, то это может послужить возникновению стрессу. Позитивным фактором в данном случае будет осуществление обратной связи с сотрудниками, чтобы знать их способности и стремления в профессиональной деятельности.
- Взаимодействие и групповое принятие решений. Зачастую стресс у сотрудников возникает, когда они не имеют четко установленных задач, не понимают, что от них ждут и требуют в работе, а также по каким критериям будут оценены их результаты. В случае, если сотрудник четко понимает, что от него требуется, то ему комфортно работать, так как можно самостоятельно планировать свою работу, тем самым предупреждая развитие стресса.
- Разработка и реализация программ по оздоровлению сотрудников. Программы включают в себя полноценное питание сотрудников, занятия спортом, разнообразные формы проведения досуга, а также реализация индивидуальных программ по оказанию психологической поддержки сотрудника (например, для лиц, которые страдают алкоголизмом).
Психологические технологии управления стрессом на уровне отдельного сотрудника
Основные технологии и направления управления стрессом на уровне сотрудника:
- Научиться правильно распределять свое рабочее время, выделять наиболее приоритетные направления деятельности, изыскивать дополнительные резервы времени и сил.
- Налаживание дружеских взаимоотношений в коллективе, создание атмосферы доброжелательности и поддержки.
- При выделении приоритетных и второстепенных задач можно использовать составление списка дел, в котором следует перечислить все дела и отметить, те, которые необходимо выполнить немедленно, а какие можно отложить.
- Уметь четко ставить цели и расставлять приоритеты в своей профессиональной деятельности. Уметь говорить «нет», четко ограничивать время работы и отдыха, не стремится выполнить всю работу сразу.
- Уметь избегать лишних и ненужных обещаний. Особенно нагрузку на нервную систему оказывают те обещания, которые трудновыполнимы и требуют от сотрудника особенных усилий.
- Четко определять границу между продуктивностью и активностью. Активность – это внешнее проявление энергичности, которое не всегда идет на пользу выполняемого дела, то есть сотрудник совершает много движений, а результат мал. Продуктивность – это постепенное неуклонное приближение к намеченной цели, последовательное и результативное выполнение своих обязанностей.
- Анализ причин потери рабочего времени, которые негативно сказываются на выполнении должностных обязанностей.
В случае, если стрессовых ситуаций не удается избежать, то необходимо использовать следующие психологические приемы:
- постараться принять негативное событие как позитивное;
- относиться к стрессу как к источнику энергии;
- воспринимать проблему как вызов;
- не думать о прошлых событиях как о поражении;
- использовать прием, согласно которому: «вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них». Главное победа над эмоциями»;
- постараться видеть будущее в положительном свете.
Таким образом, для эффективной борьбы со стрессом в организации руководство должно внедрять эффективные психологические методики и мероприятия по борьбе с конфликтными и стрессовыми ситуациями как на уровне организации, так и на уровне персонала.