Понятие привлекательности служебной деятельности
Привлекательность служебной деятельности – это такие условия, при которых служащий будет положительно относиться к выполнению своих служебных обязанностей и служебной деятельности в целом.
Привлекательность служебной деятельности складывается из нескольких элементов: благоприятные условиях службы, адекватная заработная плата, поощрения и иные льготы.
Благоприятные условия служебной деятельность оказывают положительное влияние на работоспособность человека, его отношение к службе, повышают уровень производительности труда. Кроме того, благоприятные условия труда оказывают благоприятное воздействие на здоровье служащего.
К благоприятным условиям относятся:
- оптимальный режим труда и отдыха;
- необходимый уровень автоматизации и механизации трудоемких процессов;
- наличие необходимых технических устройств;
- организация рабочего места на должном уровне;
- темп рабочей деятельности;
- обеспечение сотрудников всеми необходимыми средствами;
- чередование работ, требующих участия различных анализаторов, а также умственной и физической нагрузки;
- чередование служебной деятельности по сложности и интенсивности.
Кроме того, на привлекательность служебной деятельности оказывают влияние такие факторы как:
- психологический микроклимат в коллективе;
- санитарно-гигиенические условия (чистота, освещенность, уровень шума, излучения и т.д.);
- эстетическое оформление помещения, в котором проходит служебная деятельность человека (цветовая гамма, наличие музыкального сопровождения, форменная одежда, инструментарий и т.п.).
Особое значение для эстетического восприятия имеет внутреннее оформление служебного помещения, в котором человек проводит большую часть своего служебного времени. Так, окраска стен должна быть не только приятна для визуального восприятия, но и функциональна (легко мыться, обрабатываться дезинфицирующими средствами и т.д.). Правильно подобранный цвет помогает служащему настроиться на рабочий лад и повышает уровень его работоспособности.
Необходимо отметить значимость социально-психологических факторов, так как именно они определяются особенностями и составом предприятия. К данным факторам относятся: генедерный и возрастной состав сотрудников, уровень образования и интересы, стиль руководства и т.п. Значимость указанных факторов состоит в том, что именно они оказывают влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, его стабильности и сплоченности, уровне дисциплинированности, творческой и трудовой активности.
В последнее время привлекательность служебной деятельности во многом определяется таким фактором, как уровень заработной платы и наличие материального поощрения. Однако, как показывают проведенные исследования, данный фактор не всегда важен для женщин, которых больше привлекают условия служебной деятельности, возможность карьерного роста и повышение уровня своего профессионализма (повышение квалификации, обучение и т.д. за счет организации).
Основные психологические приемы и меры, направленные на повышение привлекательности служебной деятельности
Повышение привлекательности служебной деятельности, может включать в себя ряд следующих психологических приемов и мер:
Профилактика утомления и переутомления (оптимизация режима труда и отдыха) – одной из физиологических особенностей человека является чередование работы и отдыха. Особое значение для восстановления физических и умственных сил имеет активный отдых (физкультминутки, зарядки и т.д.). Кроме того, важное значение, в профилактике утомления имеет надлежащее санитарное состояние служебного помещения, эстетическое оформления, микроклиматические условия и т.д.
Снижение нервно-психической и физической напряженности у сотрудников. В данном случае, могут быть организованы следующие меры:
- автоматизация и механизация сложных и трудоемких служебных (производственных) процессов, внедрение в служебную деятельность современной техники и технических устройств;
- совершенствование организации рабочих мест;
- внедрение инновационных методов и приемов служебной деятельности;
- оптимизация темпов труда;
- автоматизация и транспортное обслуживание тех служебных мест, которые связаны с тяжелыми работами;
- чередование служебной деятельности, требующей от сотрудников участия разных анализаторов (зрения, слуха, осязания и т.д.);
- чередование физических и умственных нагрузок;
- чередование деятельности, требующей от сотрудника работы разной интенсивности и сложности;
- исключение монотонности труда, посредством повышения его общей содержательности и темпа выполнения служебных обязанностей;
- установление четких ритмов работы, посредством разработки режима (графика) служебной деятельности
Приемы по повышению работоспособности сотрудников:
- водные процедуры;
- аэрация;
- ультрафиолетовое облучение.
Аэрация - интенсивная вентиляция, при которой под влиянием разности удельных весов наружного и внутреннего воздуха и воздействием ветра на стены и кровлю удачно создается управляемый и регулируемый воздухообмен через открывающие фрамуги и створки окон.
Восстановительным воздействием на организм человека обладают такие оздоровительные методы как водные процедуры. В условиях организации или предприятия, можно организовать для сотрудников душ, умывальник, ножные ванночки и т.д.
К оздоровительным средствам повышения работоспособности относится ультрафиолетовое облучение. Известно, что его дополнительное применение благоприятно влияет на организм человека, повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует снижению заболеваемости.
К оздоровительным средствам повышения работоспособности также относится ионизация воздуха.
Ионизация воздуха – это процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздушной среды в электрические заряженные частицы (ионы).