Неполная семья — это семья, включающая только одного из родителей. Родитель в такой семье может быть матерью-одиночкой, одним из разведенных супругов, супругом вдовцом (вдовой). Для каждой ситуации характерны свои особенности и трудности, с которыми сталкивается одинокая женщина либо чуть реже, одинокий отец.
Полные и неполные семьи в обществе
Значение семьи, особенно полной, несравнимо по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Именно здесь происходит формирование и воспитание личности, Ребенок, смотря на родителей, овладевает социальными ролями, которые требуются для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает в качестве первого воспитательного института, связь с которым индивид будет ощущать в течение всей своей жизни.
Воспитание в неполной семье может быть таким же обычным, нормальным воспитанием, только оно происходит в более сложных условиях. В такой семье необходимо по максимуму учесть особенности личности того человека, который остается один с ребенком. В формировании личности ребенка большое значение будет иметь способность этого воспитателя соответствовать требованиям.
Не любую полную семью можно считать нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Тем не менее, наличие в семье родителей может помочь более успешно решать многие задачи, которые относятся к сохранению психического здоровья ребенка.
В последнее время различные специалисты, включая социологов, демографов, психологов, педагогов, стали проявлять тревогу по причине проявления глубокого системного кризиса института семьи. Кризис находит проявление в том, что традиционные семейные устои и семейное воспитание деформировались.
Воспитательный процесс в неполной семье
В воспитательном процессе ощутимо заметен специфический образ жизни семьи с одним родителем. Отсутствие одного из родителей в семье становится часто причиной неполноценного и неудачного воспитания ребенка. Так, в материнской неполной семье мальчики не видят примера мужского поведения. Это влияет на формирование в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях отца (мужчины, мужа).
Поведение незамужней женщины (матери) в семье в большей степени характеризуется отсутствием второго родителя, влияя на социализацию воспитывающихся в таких семьях девочек. Оно искажает их представления о роли и функциях женщины, жены, матери.
Дети, которые воспитываются в моно-родительских семьях лишаются примера взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это способно отрицательно повлиять на социализацию ребенка в целом, включая формирование его готовности к будущей семейной жизни, в частности.
С точки зрения педагогики показатель идентификации детей со своими родителями выступает как основной критерий эффективности семейного воспитания. Здесь ребенок способен выражать принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Данная составляющая воспитательного процесса в неполной семье может быть деформирована по причине отсутствия одного из родителей. Так, в отцовских неполных семьях к проблемам воспитания добавляется отсутствие материнской ласки, так необходимое для полноценного развития ребенка.
По причине отсутствия одного из родителей, другому необходимо брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем, восполняя одновременно возникающий дефицит воспитательного влияния на ребенка. Совмещать все эти задачи не всем под силу, поэтому большая часть неполных семей испытывает материальные и бытовые сложности, может столкнуться с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи чаще всего определяется болезненными переживаниями, которые возникли по причине утраты одного из родителей. Большая часть неполных семей возникает по причине ухода отца. Матерям редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение в отношении бывших супругов, поэтому их разочарование и недовольство бессознательным образом проецируется на общего ребенка.
Бывают ситуации, когда матерью подчеркивается роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. Она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы, переходя все разумные пределы. В большинстве подобных случаев происходит искажение воспитательной атмосферы, что негативно отражается на становлении личности ребенка.
Психологические особенности детей из неполных семей
Для детей из неполных семей, если сравнивать их со сверстниками из полных семей, характерны следующие психологические особенности:
- более низкая успеваемость,
- склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению,
- инфантильность,
- негативное отношение к родителям,
- нарушения в сфере полоролевого поведения,
- тягостное чувство отличия от сверстников,
- неустойчивая и заниженная самооценка с актуальной потребностью в ее повышении,
- неадекватная требовательность к матери, включая высокое желание изменить ее поведение,
- активный поиск «значимого взрослого».
При условии отсутствия одного из родителей ребенок лишается возможности полноценного формирования стереотипа поведения собственного пола. Например, при отсутствии отца мальчики не могут на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения, невольно перенимая при этом женские черты. Для девочек мать в этом случае вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца, что ведет к противоречивости в психосексуальном развитии.
В неполных семьях ограничиваются воспитательные возможности, детей становится сложнее контролировать, а отсутствие отца лишает их возможности знакомиться с различными вариантами семейных отношений. Все это приводит к одностороннему характеру психического развития и связано с отсутствием образца сексуального поведения взрослого человека.
Для мальчика, получившего только материнское воспитание, характерно отсутствие мужских черт, включая твёрдость характера, дисциплинированность, самостоятельность, решительность. Девочкам общение с отцами помогает сформировать образ мужчины. Если отца в семье нет, то этот образ может искажаться (быть обеднен или идеализирован).