Дистанционное обучение и его психологические особенности
Дистанционное обучение – это новая педагогическая система, использующая традиционные и новейшие компьютерные технологии для реализации образовательного процесса.
В наше время получить образование можно, не посещая учебное заведение, в процессе дистанционного обучения. На этот период каждый обучающийся имеет своего тьютора, задача которого заключается в оказании консультативной помощи.
Физико-психологические особенности человека оказывают влияние на его возможности. Все педагогические технологии учитывают способности человека воспринимать, перерабатывать, воспроизводить информацию.
Все, кто обучается дистанционно, попадают в новые условия, прежде всего, потому, что имеют большую свободу в обучении. Это гибкий выбор дисциплин и свободный график занятий.
Однако такими свободами человек не всегда может правильно воспользоваться. Например, опросы, проведенные среди слушателей военных академий, показали, что 48% из них не умеют распределять время, а 75% отмечают у себя слабую силу воли, недостаточную требовательность, отсутствие усидчивости, неорганизованность.
В дистанционном обучении человек должен обладать основными психологическими особенностями, среди которых восприятие и наблюдательность.
Восприятие представляет собой отражение явлений и предметов, которые оказывают непосредственное воздействие на органы чувств человека. В дистанционном обучении задействовано, в основном, зрительное восприятие, потому что чтение – это основной способ получения новых знаний. Зрение при беглом чтении имеет возможность вернуться к началу предложения, чтобы уточнить понимание прочитанного. Слух такой способностью не обладает и чтобы уяснить воспринятое на слух слово, нужен минимальный диалог.
Компьютер в дистанционном обучении является основным средством восприятия информации и имеет свои преимущества при:
- необходимости быстрого получения краткой информации;
- немедленном действии;
- организации диалога;
- поиске сложных текстов и каких-либо данных.
Отсюда, успешность в дистанционном обучении будет у того, кто имеет аналитико-синтетический тип восприятия, встречающийся чаще других типов.
Следующая психологическая особенность – память, связанная с запоминанием, сохранением, воспроизведением информации. Их всех видов памяти прочной является долговременная память.
Учебную информацию заложить в долговременную память позволяют различные каналы восприятия – слух, зрение, обоняние и др.
Учебный материал в дистанционном образовании можно представить в мультимедийных технологиях, благодаря которым студент запоминает учебный материал на логическом уровне, если, конечно, он усидчив.
Такая психологическая особенность как мышление отражает действительность в её существенных связях и отношениях.
Для получения знаний, особенно профессиональных, человеку необходимо обладать навыками анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации (это основные мыслительные операции).
Мышление стимулирует речь, которая развивается в результате правильного, логически выстроенного изложения мысли в письменной форме.
Наконец, воля, предполагающая регулирование человеком собственных поступков и действий.
Психологические особенности обучения взрослых
Обучение является процессом целенаправленным, в котором взаимодействуют учитель и ученик, поэтому от них будет зависеть процесс обучения.
Взрослый человек отличается от молодого своими психофизиологическими особенностями, а это значит, что и процесс обучения будет меняться. Однако эти особенности могут оказать на учебу положительное и отрицательное воздействие, поэтому, чтобы процесс обучения взрослых усовершенствовать, эти особенности необходимо учитывать.
Снижение обучаемости взрослых людей связано с общим состоянием их здоровья и жизненного тонуса, уменьшением потребности в новых знаниях, снижением возможностей их применения на практике.
Отсюда к особенностям обучающегося взрослого человека относятся:
- осознание себя самоуправляемой личностью;
- учебная деятельность необходима ввиду профессиональных, бытовых, социальных условий;
- мотивированность на решение жизненных, профессиональных проблем, полезность, обогащение своего опыта, заинтересованность;
- потребность в осмысленности обучения;
- наличие жизненного опыта – источника обучения;
- профессиональный опыт с готовыми и опробованными алгоритмами принятия решений;
- ориентация на новые знания, стремление к их реализации;
- потребность в самостоятельности;
- наличие умения учиться и получение опыта в другой образовательной парадигме.
Данные характеристики могут содействовать или препятствовать обучению.
Для взрослого человека обучение выступает как самообразовательная деятельность, и он самостоятельно принимает решение. На первом месте здесь стоит внутренняя мотивация деятельности. В основе её понимание значимости учебного материала. Подобная избирательность может создать определенные трудности в обучении.
Внутренняя мотивация неоднородна и сводится к следующим типам – утилитарной мотивации, узкой мотивации, широкой мотивации, мотивации престижа, мотивации, при которой знания становятся самоцелью.
Воспринимая новый учебный материал, взрослый человек сопоставляет его с имеющимися знаниями и потребностями в практической деятельности. Происходит анализ нового – насколько это новое нужно и полезно для него.
Оценивая учебную информацию, взрослые критичны и самостоятельны и, прежде всего, в сферах им знакомых. Положительное влияние оказывает и большой запас жизненного опыта, который дает примеры из практической деятельности.
В памяти человека хорошо закрепляются эффективные пути решения задачи, но если сильно стремиться к самостоятельности, то процесс образования может быть замедлен, в результате создается негативное отношение вплоть до отказа продолжить обучение.
Препятствием к обучению может быть такая особенность «Я - концепции» как чувство собственного достоинства и самоуважение, базирующееся на достигнутых успехах в профессиональной сфере.
Трудности ожидают людей с низким уровнем образования, негативным опытом школьного обучения и отсутствием веры в собственные силы.
Обучение взрослых с помощью Интернета
Обучение взрослых является довольно актуальным вопросом, что связано с требованиями современных компаний к уровню их образования.
Причин для обучения довольно много – это и стремление повысить свою квалификацию, стремление получить новую специальность, стремление продвинуться по карьерной лестнице и, наконец, просто повысить заработную плату.
У взрослого человека нет времени идти в учебное заведение и сидеть за партой, поэтому дистанционное обучение является хорошей альтернативой, тем более, что оно дает возможность совмещать учебу с работой и семьей и получать образование без отрыва от производства.
У взрослых людей сформированы мотивы на обучение, поэтому онипрекрасно понимают, для чего оно необходимо.
Взрослый человек выбирает специальность, форму обучения и обучающую организацию осознанно.
Дистанционное обучение взрослых имеет свои преимущества, являясь наиболее привлекательной формой, потому что не нарушает ритм жизни человека и дает возможность сочетать обучение и профессиональную деятельность.
Кроме этого дистанционное обучение обеспечивает индивидуальность подхода к процессу обучения, гибкость, возможность изучения материала в удобное время, доступность независимо от места проживания.
Учебный процесс облегчается тем, что строится по типу модулей, и каждый может выбрать ту форму, которая ему более удобна, например, просматривание лекций, их прослушивание, чтение конспектов и др.
Дистанционное обучение дает доступ к образовательным продуктам, раскрывает потенциал, дает новые шансы и возможности.
Учебный процесс построен на умении работать с персональным компьютером и современными интернет-технологиями.
Важной особенностью дистанционного обучения является сложная система идентификации студенческих работ.
Если говорить в целом, то реализация дистанционного обучения взрослых является сложным методическим процессом, который требует учета различной и многогранной специфики личности взрослого человека.