Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в ДОУ

Понятие психологического здоровья

Определение 1

Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур человека (память, внимание, воображение, мышление, самооценка и т.п.), которые являются необходимыми для эффективной текущей жизнедеятельности.

Компоненты психологического здоровья:

  1. Умения понимать самого себя и окружающих людей.
  2. Адекватное социальное поведение.
  3. Душевный комфорт.
  4. Полная реализация собственного потенциала в разнообразных видах деятельности.
  5. Умение самостоятельно делать выбор и в последующем нести за него полную ответственность.

Как показывает практика, воспитатели ДОУ нуждаются в постоянной социально-психологической поддержке, направленной на сохранение и укреплении их психологического здоровья. Обусловлено это тем, что на воспитателей возлагается большая ответственность, современные детские сады переполнены и группы посещает большое количество детей. Еще одной причиной можно назвать нехватку кадров, когда воспитатель вынужден работать в группе детей один, без подмены. Все это негативно сказывается на его психологическом здоровье.

Психологическая поддержка воспитателям ДОУ направлена на оказание специализированной помощи, выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, которые в последующем используются для сохранения собственных эмоциональных резервов и повышения адаптации к разнообразным наряженным ситуациям в процессе профессиональной деятельности.

Выработка необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, осуществляется педагогом ДОУ совместно с психологом на специально организованных курсах и тренингах, а также в рамках самостоятельной работы педагога.

Одной из основных причин, оказывающих негативное влияние на психологическое здоровье педагога ДОУ, является стресс. В случае, возникновения стрессовой ситуации необходимо:

  1. Найти способ выйти из нее с наименьшими психологическими «потерями».
  2. Найти собственный ресурс не просто справится с данной стрессовой ситуацией, но и не дать ей оказать влияние на свое психическое здоровье.

Особое значение имеет поиск внутреннего источника или ресурса, который поможет обеспечить положительные эмоции и настрой на работу с детьми. Зачастую то, что является ресурсом, многие педагоги используют неосознанно, а кто-то посредством собственного жизненного опыта пришел к решению профессиональных проблем таким образом. В качестве такого ресурса используется то, что является для педагога источником положительных эмоций. Например, занятие вязанием, разведение комнатных цветов и т.д.

«Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные факторы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов ДОУ

Основные факторы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов ДОУ:

  • Физическая активность – любая физическая нагрузка, которая приносит педагогу удовольствие (спорт, пешие прогулки в парке или на природе и т.д.).
  • Интенсивная деятельность – частично относится к физической активности, но может быть организована и в быту (уборка по дому, мытье посуды, стирка руками и т.д.).
  • Плач – это один из приемов снизить или преодолеть душевную боль. Помогает вывести адреналин, снять общее напряжение, расслабиться и дать волю своим чувствам. Важно, чтобы плач был свободный, а не сдерживаемый, только в этом случае, он будет иметь психотерапевтический эффект.
  • Юмор, смех – умение посмотреть на проблемную ситуацию с другой ситуации, найти в ней что-то смешное или комичное. Уметь посмеяться над собой.
  • Вербализация переживания – подразумевает проговаривание вслух того, что беспокоит или тех проблем, которые возникли. Говорить необходимо о себе, своих чувствах и т.д. Выговориться можно не только кому-то, но и просто самому себе в одиночестве озвучить свои проблемы, проанализировать их, найти выход из сложившегося положения. Разговоры вслух помогают снять напряжение.
  • Взаимодействие с окружающими, с целью решения возникших проблем. В случае, когда педагог делится своими проблемами с окружающими, он имеет возможность не просто выговориться и получить поддержку, но и возможность получить реальную помощь от друзей, знакомых, профессионалов, психолога или психотерапевта.
  • Досуг – включает в себя любое хобби, которое приносит педагогу моральное удовольствие и возможность «переключения» с профессиональной деятельности на приятное времяпрепровождение(музыка, чтение книг, танцы, прогулки и т.д.).
  • Отдых в «чистом виде» - ежедневно выделять время на то, чтобы просто ничего не делать (полежать, посидеть, вздремнуть и т.д.).
  • Релаксация – это специальные приемы, позволяющие расслабится. Например, это могут быть дыхательные упражнения, медитация, аутогенная тренировка, мышечная релаксация. Данные приемы требуют от педагога специального времени, так как первоначально ими нужно овладеть, научится выполнять под контролем специалиста, а уже только потом самостоятельно использовать с целью отдыха.
  • Решение тех проблем, которые вызывают у педагога стресс на работе – это может быть рефлексия собственной профессиональной деятельности, чувств, отношений и т.д., поиск оптимальных вариантов их разрешения. Может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи психолога или психотерапевта.

Рекомендации на каждый день

Рекомендации на каждый день:

  1. Каждый раз перед сном прокручивать в памяти все приятные события дня. Радоваться каждому прожитому мгновению, благодарить за него. Так постепенно педагог научится мыслить позитивно и соответственно у него выработается привычка относится ко всему с позитивом.
  2. Когда посещает хорошее настроение, обязательно поделиться им с окружающими (детьми, родителями, коллегами и т.д.)
  3. Смеяться, когда смешно. Даже если это смех над самим собой. Это очень полезно для настроения и формирует умение относиться ко всему происходящему с юмором.
  4. Стараться чаще улыбаться. Это поможет наладить общение с окружающими (воспитанниками, их родителями, коллегами и т.д.). Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.
  5. Стараться видеть позитивное даже в негативном. Извлекать полезные уроки из неприятных ситуаций.
  6. Помнить, что есть события в жизни, которые нельзя изменить или исправить, но их можно пережить.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot