Психологические барьеры в общении – это внутренние проблемы индивида, которые мешают ему устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, препятствуют адекватному восприятию и передаче информации в процессе коммуникации.
Сущность и этапы педагогического общения
В ходе педагогического общения взаимодействуют субъекты педагогического процесса. Эта коммуникация осуществляется с помощью знаковых средств и направлена на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностных (смысловых) установок партнеров. Общение представляет собой неотъемлемую составляющую педагогической деятельности. Без него невозможно достичь целей обучения и воспитания.
Педагогическое общение состоит из следующих этапов:
- Формирование контакта с обучающимся лицом как состояние готовности к приему и передаче информации;
- Процесс обмена информацией между педагогами и учащимися;
- Стимуляция активности воспитанников в области выполнения соответствующих действий, изменение их состояния, поведения и замыслов;
- Разработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания (смысловое, эмоциональное взаимопонимание);
- Пробуждение в обучающемся лице нужных эмоциональных переживаний.
Оптимальное и полноценное педагогическое общение концентрируется на формировании благоприятного социально-психологического климата. Оно помогает психологически оптимизировать учебную деятельность и отношения между педагогом и учениками, а также отношения внутри детского коллектива.
Психологические барьеры в общении рассматриваются в рамках проблемы эффективности общения. Эта тема в последнее время приобретает большое значение. Свои исследования ей посвятили многие известные психологи, включая А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. А. Леонтьева и др.
С одной стороны, эффективность педагогического общения зависит от ситуации общения. Сложно быстро решить проблему роста уровня межличностных отношений в реальном коллективе, если не знать его ценностные ориентации как в целом, так и на уровне отдельных представителей. С другой стороны, продуктивность педагогической коммуникации часто зависит от психологических факторов. Они включают индивидуальность участников, стиль общения, особенности характера и темперамента, возраст, типы установок, способности и интересы.
Сущность и виды психологических барьеров в педагогическом общении
В процессе обучения в образовательных учреждениях различного типа обучающиеся часто находятся в условиях высокой эмоциональной, физической и умственной нагрузки. В этом случае актуальной становится задача не только передать информацию, но и достичь ее адекватного понимания обучающимися. Барьеры в общении приводят, как правило, к изменению состояния и замыслов, неконструктивным формам поведения.
Часто в педагогической практике можно наблюдать, что воспитанники или ученики недостаточно адекватно понимают информацию. Они могут не видеть неправильности собственного поведения, отстаивать свою неверную точку зрения. В этой ситуации теряется обратная связь, возникает конфликт с эмоциональными проявлениями у воспитанника. Это сводит к минимуму необходимое воспитательное воздействие.
Психологические барьеры педагогического общения являются результатом неэффективного взаимодействия участников педагогического процесса. Их основная причина состоит в появлении препятствий психологического характера (общепсихологического и социального характера).
Если взять за основу методику диагностики эффективности педагогической коммуникации, то она показала, что примерно 60 % педагогов имеют средний уровень коммуникативной деятельности. Они проявляют в общении отсутствие гибкости реагирования, показывая недостаточную открытость и заинтересованность в обратной связи.
Исследования позволили определить несколько затруднений (барьеров), которые возникают в процессе педагогического общения:
- Низкий уровень педагогического такта;
- Проявление раздражительности и излишней эмоциональности;
- Неумение видеть, замечать и отмечать важные, но не всегда заметные признаки поведения учащегося;
- Безразличие к мнению учащихся, низкая заинтересованность, подавление инициативы и др.
Такой барьер, как низкая степень педагогического такта выражен через недостаточное умение определить оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (особенно конфликтных). Педагог не моет решить ситуацию без унижения достоинства обучающегося и без вызова у него сопротивления воспитанию. Это предполагает со стороны педагога постоянного контроля собственного поведения и умения предвидеть вероятные последствия собственных воспитательных воздействий.
Если объединить в группы основные трудности и барьеры, которые возникают в общении с обучающимися, то получается определенная иерархия затруднений. На первом уровне находятся трудности своевременного выявления. Они присущи для малозаметных, но существенных внешних признаков поведения. В этой ситуации происходит правильное восприятие психических состояний, что помогает прогнозировать неадекватные поведенческие реакции.
На втором уровне находятся барьеры выстраивания взаимоотношений и перестройки их в соответствии с воспитательными задачами.
Следующий уровень представлен сложностями в управлении собственным психическим состоянием в общении.
Результаты исследований показали, что эффективность педагогического воздействия в большинстве ситуаций зависит от умения преодолевать затруднения в общении. Педагог здесь должен соблюдать определенные правила общения. Результативность воспитательного воздействия предопределяется реализацией соответствующих профессиональных умений педагога (например, умение объяснить поставленную задачу, умение заинтересовать и отмечать успехи воспитанников и др.).