Понятия «инновация» и «нововведение»
Инновация – это целенаправленное изменение, создающее новшество, распространяющееся до насыщения потребности в этом новшестве.
Социально-экономический эффект новшества будет положительным только тогда, когда со стороны экономических агентов будет низкий уровень инновационного сопротивления.
На сегодняшний день существуют самые разные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество», «инновация».
В ряде случаев понятия используются как синонимы, но некоторые исследователи считают, что между ними существуют различия. Например, А.С. Кулагина считает, что эти различия состоят в том, что инновация осуществляется на уровне продукта или технологии, в результате чего на рынке появляется товар или с новыми свойствами, или, созданный по новой технологии.
Инновация является результатом технических разработок, научно-исследовательских программ, в то время как открытие может быть случайным.
Инновация не является новой техникой, потому что продукт можно выпустить с помощью действующей технологии и не является внедрением, потому что это, скорее всего действие, чем результат.
Специалисты, анализируя определения нововведений, делают вывод, что его содержание составляют изменения, а функция инновационной деятельности и есть функция изменения.
Э.А. Уткин считает, что нововведение является результатом практического или научно-технического освоения новшества. По его мнению, инновация и нововведение (новшество) – это синонимы и являются конечным результатом инновационной деятельности.
Другие исследователи считают, что эти понятия отождествлять неправомерно. Профессор Р.А. Фатхутдинов под новшеством понимает оформленный результат фундаментальных прикладных исследований по повышению эффективности в какой-либо сфере деятельности.
Разделяет эти понятия и А.Н. Пригожин – новшество, считает он, это предмет инновации, и они имеют разные жизненные циклы. Новшество – это разработка, изготовление, проектирование, а инновация – это зарождение, диффузия.
Есть некоторые различия между понятиями «новшество» и «нововведение». Если новшество является новым порядком действий, новым методом, результатом прикладных исследований и оформляется в виде открытий, товарных знаков, изобретений, патентов и может быть зафиксировано на бумажных и электронных носителях, научной и технической литературе, то нововведение означает, что данное новшество используется.
Внедрение новшества приобретает форму инновации.
Рисунок 1. Мотивы инновационнной активности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для разработки какого-либо новшества проводятся маркетинговые исследования, проводится организационно-технологическая подготовка производства, оформляются результаты.
В специальной литературе часто говорят о том, что инновация – это конечный результат внедрения новшества, цель которого заключается в изменении объектом управления и получения самых разных видов эффекта.
Нововведение, таким образом, является конкретным результатом исследований и разработок в виде новой техники, технологии, информации, новой продукции, методики и др.
Психологические аспекты сопротивления нововведениям
Сопротивление переменам очень часто имеет разную силу и интенсивность. Проявляться оно может как в пассивной форме, т.е. скрытое неприятие перемен, желание перейти на другую работу, так и в форме очень активного выступления против перестройки.
Причиной подобных сопротивлений могут быть личные и структурные барьеры. К личным барьерам относится неприятие всего нового, подозрение того, что перемены негативно повлияют на устоявшееся положение, на способы работы или условия занятости.
Этой категории людей сложно изменить привычную обстановку ввиду серьезных причин, основанных на прошлом опыте. В результате у них возникает экономический страх, связанный с угрозой гарантированной занятости, а значит и потерей денег, возникает неудобство, что жизнь будет значительно труднее, возникает неопределенность и беспокойство относительно конечных результатов.
Изменения воспринимаются как угроза квалификации или занимаемому статусу, несоответствие компетентности и в результате страх нехватки способностей для выполнения новых требований.
Барьерами на уровне организаций может быть инертность организационных структур, сложившиеся социальные нормы, трудности с переориентацией мышления, прошлый отрицательный опыт, связанный с проектами изменений, сопротивление трансформационным процессам и др.
Среди методов преодоления сопротивления изменениям Дж. Коттер и Л. Шлезингер предлагают следующие:
- Общение и информирование как наиболее распространенный путь преодоления сопротивления – представление о стратегических изменениях помогает людям осознать необходимость и логику этих изменений;
- Участие и вовлеченность в осуществление стратегических изменений сотрудников с обязательным выслушиванием их мнения, однако это может носить не только положительный, но и отрицательный характер. Одни сотрудники считают, что обязательно должны принимать участие в процессе осуществления изменений, другие это считают безусловной ошибкой. Результатом этих отношений может стать целый ряд проблем, поскольку данные отношения далеко не идеальны. Поддержка и помощь может предоставляться как возможность обучения новым навыкам, выделение свободного времени для обучения или просто в получении эмоциональной поддержки. Если в основе сопротивления лежат страх и беспокойство, то помощь и поддержка необходимы вдвойне;
- Переговоры и соглашения являются ещё одним путем борьбы с сопротивлением. Суть его заключается в предоставлении активным или потенциальным противникам изменения определенных стимулов, например, более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания. Когда результат изменения приводит к определенным потерям, а сила сопротивления существенная, тогда, тем более, необходимы переговоры;
- Использование манипуляций происходит в тех случаях, когда истинные намерения скрываются от других людей;
- Явное и неявное принуждение, когда необходимо преодолеть сопротивление – в этом случае людей просто заставляют смиряться со стратегическими изменениями, применяя скрытую или явную угрозу. Принуждение является рискованным процессом, потому что человеку свойственно сопротивляться навязываемому изменению.
Чтобы стратегия была реализована успешно, необходимо применять целый ряд названных подходов в различных их сочетаниях.
Факторы инновационного сопротивления и пути его преодоления
Инновационные изменения могут вызвать целый комплекс противоречий, для которых возможна эндогенная природа, появившаяся в результате внутренних факторов.
Эндогенные факторы включают:
- низкий профессионально-квалификационный уровень подготовки работников;
- качество труда не соответствует доходам;
- неопределенность инновационных проектов и низкая экономическая эффективность нововведений;
- наличие и поддержка групповых ценностей;
- ограниченные интересы;
- страх перед неизвестностью;
- слабая адаптированность к изменениям;
- желание сохранить статус-кво.
Важную роль в инновационных изменениях играет организационная культура, представленная социально-когнитивной средой, общими взглядами, коллективной системой ценностей.
Помимо эндогенных факторов, могут быть экзогенные факторы, например, несовершенство законодательства в области инноваций, неразвитость рыночных отношений, экономическая культура, цикличность экономического развития и др.
Важнейшим экзогенным фактором является фрагментарность построения технологических укладов.
В преодолении инновационного сопротивления важнейшим условием являются инвестиции в человеческий капитал.
Экзогенные и эндогенные факторы инновационного сопротивления определяют источники процессов противодействия инновациям и их характеристики.
Проявляться инновационное сопротивление может в модернизации предприятия относительно выпускаемой продукции. В этом случае определяющее значение будут иметь эндогенные факторы.
Влияние эндогенных факторов инновационного сопротивления на предприятиях инновационного типа сводится к минимуму, потому что для таких предприятий характерна высокая инновационная восприимчивость.
Природа экзогенных факторов институциональная, формирующая мотивационные установки рынка, поэтому преодолеть экзогенные факторы инновационного сопротивления можно через адекватные институциональные изменения в инновационной среде.