Семья — это главный институт воспитания ребенка, который играет огромную психологическую роль. То, что дети в детские годы приобрели в семье, они способны сохранить на протяжении всей дальнейшей жизни.
Важность семьи как института воспитания
Роль семьи в воспитании детей характеризуется тем, что в ней индивид находится в течение существенной части своей жизни. По длительности воздействия на личность, ни один из институтов воспитания невозможно сравнить с семьей, в которой происходит закладка основ личности. К поступлению в школу ребенок уже больше, чем на 50 % сформирован как личность.
Семья способна выступать как положительный, так и как отрицательный фактор воспитания. Позитивное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто, помимо самых близких для него в семье людей, включая мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, не может относиться к ребенку лучше. Наряду с этим никакие другие социальные институты не могут потенциально нанести такое количество вреда в воспитании детей, сколько порой делает это семья.
Семья представляет собой коллектив особого рода. Он играет в воспитании основную, долговременную и важную роль. Так, у тревожных родителей чаще растут тревожные дети, а честолюбивые властные родители иногда так подавляют детей, что это способствует формированию у них комплекса неполноценности.
Принимая к вниманию особую воспитательную роль семьи, необходимо обратить внимание на то, как сделать так, чтобы максимизировать позитивные и свести к минимуму негативные факторы влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого важно более четко выделить внутрисемейные социальные и психологические факторы, которые наделены воспитательным значением.
Главное в воспитании маленького человека – это достижение духовного единения, нравственной связи родителей и ребенка. Родители ни в коем случае не должны пускать процесс воспитания на самотек. Даже в более старшем возрасте лучше не оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
Общение родителей и ребенка
В семье дети получают первый жизненный опыт, делают первые наблюдения и учатся как себя вести в разных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мать и отец учат ребенка, было подкреплено конкретными примерами. Он с маленького возраста должен видеть, что у взрослых теория не разошлась с практикой.
Родители в процессе принятия решения на первое место ставят не свои собственные взгляды, а то, что принесет пользу для ребенка. В ходе общения происходит выработка принципов общения:
- Принятие детей (родители принимают своего ребенка таким, какой он есть);
- Эмпатия (сопереживание), в соответствии с которой взрослый человек смотрит г на проблему лазами ребенка, принимая его позицию;
- Конгруэнтность, предполагающая адекватное отношение взрослого человека к происходящему.
Родители способны любить своих детей не за что-то, несмотря на то, что они могут быть некрасивыми, не умными. Чаще всего ребенка принимают таким, какой он есть. Это называется безусловная любовь. Возможно, мать и отец любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, хорошо учится и ведет себя положительно.
Если же ребенок не удовлетворяет потребностям родителя, то он как бы отвергается, при этом происходит изменение отношения в худшую сторону. Это способно приносить существенные сложности, ведь ребенок теряет уверенность в родителях, не чувствуя той эмоциональной безопасности, которая должна присутствовать с самого детства. Это называется обусловленная любовь.
Есть семьи, где ребенок вообще не принимается родителями. Он безразличен им, часто отвергается (например, в семье алкоголиков). Такая ситуация проявляется даже в некоторых благополучных семьях (например, ребенок не долгожданный, присутствуют тяжелые проблемы и др.). Есть родители, которые даже могут не осознавать такую проблемную ситуацию.
Семейные взаимоотношения и воспитание ребенка
В любой семье объективно формируется не всегда осознанная система воспитания, включающая понимание ее целей, формулировку задач и целенаправленное использование методов и приемов. В этом процессе важно учесть то, что можно и что нельзя допускать в отношении ребенка.
Выделяют четыре тактики воспитания в семье, а также 4 типа семейных взаимоотношений, отвечающих им и являющихся предпосылкой и результатом их возникновения:
- Диктат,
- Опека,
- Сотрудничество.
Диктат проявляется через систематическое вызывание одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у остальных его членов. Разумеется, родители способны и должны предъявлять требования к собственным детям. В основе этого лежат цели воспитания, моральные нормы, конкретные ситуации, в которых требуется принятие педагогически и нравственно оправданных решений.
Однако те родители, которые предпочтут любому виду воздействия приказ и насилие, могут столкнуться с сопротивлением ребенка. Дети всегда отвечают на нажим, принуждение и угрозы собственными контрмерами (например, обманом, лицемерием, грубостью, иногда откровенной ненавистью). Даже если сломить сопротивление, вместе с ним сломленными окажутся многие ценные качества личности (например, самостоятельности, достоинства, инициативности, веры в себя и возможности).
Безоглядный авторитет родителей, исключение интересов и мнения ребенка, систематическое лишение его права голоса в процессе решения вопросов, которые относятся к нему, — все это является гарантией серьезных неудач в формировании личности.
Опека в семье представляет собой систему отношений, когда родители обеспечивают своим трудом удовлетворение любых потребностей детей. Они ограждают их от всех забот, усилий и трудностей, принимают все на себя. Здесь активное формирование личности отходит на второй план, а в основе воспитательного воздействия оказывается проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждение от трудностей.
Сотрудничество в качестве типа взаимоотношений в семье характеризуется посредственностью межличностных отношений. Для него присущи общие цели и задачи совместной деятельности, ее организация и высокие нравственные ценности.