Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая безопасность и субъективное благополучие учителей

Психологическая безопасность педагога

Определение 1

Психологическая безопасность педагога – это одна из социальных реальностей, которая не является простым результатом происходящих процессов, а включает в свой состав различного рода структурирующие составляющие, которые в значительной степени способствуют специальным изменениям.

На сегодняшний день психологическая безопасность базируется на концепции структурно-иерархической модели личности учителя, которая способна обеспечивать психологическую безопасность учеников.

Такая концепция основана на следующих принципах:

  • личность рассматривается как целостное образование, в состав которого входит огромное количество тесно связанных между собой составляющих;
  • принцип иерархического упорядочивания по уровню представленности в них биологических и социальных аспектов личности;
  • профессионализация личности в какой-либо сфере, например, в области образования способствует формированию особых качеств, которые наиболее характерны для представителей данной профессии, в значительной степени облегчающие реализацию профессиональной деятельности и способны приводить к формированию наиболее рациональных методик и приемов ее реализации.

Психологическая безопасность педагога в большей части проявляется через его способность сохранять стабильность в среде с конкретными характеристиками, в т. ч. и с различного рода психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости комплексу внутренних и внешних воздействий. Также психологическая безопасность педагога может получить отражение, например, в переживаниях учителем состояния защищенности в той или иной степени в некоторых ситуациях.

На современном этапе развития психологическая безопасность личности учителя проявляется в направленности его обеспечение безопасности не только по отношению к себе, но и к другим индивидам и окружающей среде; психологической и социальной компетентности в сфере безопасности; в способности личности с одной стороны сохранять стабильность в среде с конкретными характеристиками и с различного рода психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям; с другой стороны проявлять эмоциональную экспрессивность, интеллектуальную, поведенческую вариативность, способную определять рациональную позицию субъекта в определенных условиях, характерных для той или иной среды.

«Психологическая безопасность и субъективное благополучие учителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Благополучие педагогов

Благополучие и непосредственно чувство благополучия на сегодняшний день имеют особое значение для субъективного мира личности. Специалисты выделяют и объективные показатели благополучия, например, степень успешности, уровень здоровья и материального достатка и т.п. Стоит отметить, что переживание благополучия в большей степени связано с особенностями отношений личности учителя к себе, окружающей действительности и ее отдельным сторонам, то есть благополучие личности по своей природе является субъективным.

На переживание состояния благополучия оказывают непосредственное влияние все стороны жизни индивида, в нем объединены все особенности отношения индивида не только к себе, но и к окружающей действительности.

Субъективное благополучие определенной личности учителя, как и любой другой личности, формируется на основании оценок различных сторон его жизни.

Переживание состояния благополучия можно назвать наиболее важной составляющей настроения личности. Именно через настроение, субъективное благополучие, как интегративное переживание, на постоянной основе оказывается влияние на различные характеристик психического состояния личности педагога и как следствие на его успешность реализации выбранной модели поведения, продуктивность осуществляемой деятельности, уровень эффективности межличностного взаимодействия как с учениками и их родителями, так и с другими педагогами, и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. Личность можно понимать, как интегратор всей психической активности человека. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности.

Субъективное благополучие выступает в качестве одной из характеристик личности педагога, которая может проявляться в разных ситуациях различным образом, что зависит в первую очередь, от степени взаимодействия педагога с окружающей личностью, от уровня её организации. На сегодняшний день не существует достаточно четкой структуры субъективного благополучия личности педагога, так как она в значительной степени зависит от разнообразия жизни индивида, от определенности модели поведения личности в жизни, от глубины его внутреннего мира.

Лазаревой Н.В. было проведено исследование зависимости удовлетворенности трудом личности педагога от оценки достаточности и справедливости установленной заработной платы. Так, в ходе исследования было установлено, что существует прямая связь между регулярным повышением заработной платы и увеличением уровня удовлетворенности трудом; в случае «привыкания» к заданному уровню материального вознаграждения представления о его ценности и адекватности затрачиваемым усилиям в некоторой мере могут трансформироваться. Вместе с тем в исследовании указывается, что уровень удовлетворенности тем или иным фактором труда представляет собой результат реализации значимых мотивов труда в процессе взаимодействия их с условиями, которые обеспечивает работодатель.

Не в меньшей степени на уровень субъективного благополучия влияет и система отношений в процессе реализации труда, где можно отдельно выделить психологические, и социально-психологические отношения, в своей совокупности и системе, которые в немалой степени влияют на переживание удовлетворенности трудом. Педагоги, которые обладают развитыми социальными навыками, счастливее, потому что способны выстраивать и поддерживать удовлетворительные социальные отношения. Последние особенно важны в профессиях типа «человек-человек», к которым относится и профессия учителя, где профессионально важными являются способность устанавливать контакты, эффективно взаимодействовать.

Дата последнего обновления статьи: 19.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot