Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая адаптация первоклассника в школе

Общая характеристика дошкольного периода

Сензитивный период для адаптации к школе - это возраст 6-7 лет, время перехода от дошкольного периода возрастного развития к младшему школьному. И надо отметить, что переход этот для ребенка и родителей довольно масштабен, так как изменения производят на всех уровнях развития ребенка.

Развивается общая произвольность психических процессов: памяти, внимания, мышления и речи. Она еще не отточена, но общая тенденция к развитию произвольности четко прослеживается: развивается опосредованность процессов запоминания, расширяется объем памяти, повышается устойчивость внимания и переключаемость.

Мышление ребенка на данном этапе претерпевает переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, появляются зачатки понятийного мышления, вербально-логического. Однако по-прежнему сохраняется эгоцентризм, конкретность, ригидность и необратимость.

С точки зрения развития речи, наблюдается активное ее включение во все психические и познавательные процессы, расширяется словарь, повышается грамматическая стройность предложений, формируются зачатки контекстной речи.

Эмоционально-волевые процессы также находятся в развитии: ребенок уже умеет словами объяснить свое эмоциональное состояние, овладевает умениями контролировать свои бурные эмоции, формируется чувство юмора и моральные чувства.

Потребностно-мотивационная сфера приобретает более четкие формы: появляется осознанность в поведении, иерархизация мотивов. Основные мотивы данного возраста: мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, мотивы игры, мотивы самоутверждения, соревновательные мотивы, а также начинают оформляться познавательные мотивы и нравственные мотивы.

С точки зрения коммуникации, общение с фокуса на взрослых (3-5 лет) перестраивается на фокус на сверстниках (5-7 лет), а также меняется вектор общения с познавательного мотива на личностный. Начиная с 5 лет, ребята заинтересованы в общении в микрогруппах (как правило одного своего пола).

«Психологическая адаптация первоклассника в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данный период является кризисным, в рамках которого формируются следующие новообразования: внутренняя позиция школьника, рост познавательной мотивации, внеситуативно-личностное общение со взрослыми, произвольность действий. Ведущим типом деятельности становится учебно-познавательная.

Психологические характеристики перехода к младшему школьному возрасту

Итак, как уже было отмечено, возраст 6-7 лет является кризисным и переходным для ребенка. Что же собственно меняется?

Во-первых, меняется социальная среда, она расширяется и усложняется, ребенок вступает в новый уровень социальных отношений: он приобретает роль ученика, помимо этого он также вступает и в роль одноклассника, а все роли нужно как-то реализовывать. Для реализации ролей важно понимать, какое эталонное поведение соответствует данной роли, и какие ценности в ней реализуются. То есть, начинается вторичная социализация ребенка - он осваивает нормы, ценности и эталоны поведения в группе, а также в разных группах. Помимо этого, ребенок осваивает такую форму отношений, как учитель - ученик, что является также для него непривычным, поскольку хоть это и взрослый, но это не родитель.

Во-вторых, ребенок вступает в такую сферу, которая абсолютно для него не знакома, у него не просто опыта аналогичной деятельности, а также в целом знакомства с подобной атмосферой. Появляется дисциплина, распорядок дня, школьная форма, специализированные принадлежности (пеналы, ручки, портфели, тетради и учебники).

В-третьих, учебная деятельность из игрового формата приобретает рамки вполне реальной деятельности: то есть теперь это не просто игра, а реальная деятельность, которую реализует ребенок. И вследствие этого, успехи и неудачи в этой деятельности тоже становятся вполне реальными и значимыми для ребенка: он очень ориентируется на оценку его успеваемости учителем, его мнение о нем.

Так или иначе, перечисленные аспекты являются довольно серьезными изменениями в жизни ребенка, можно сказать, что почти вся его жизнь меняется. И к этому важно и нужно как-то приспособиться.

Приспособление к новому образу жизни идет на трёх уровнях:

  • физиологическом - адаптация к новому распорядку дня, режиму обучения
  • социальном - адаптация к новым социальным нормам, ролям, видам взаимоотношений
  • психологическом - адаптация к новым требованиям относительно психического развития (внимание, память, мышление, эмоции, потребности, общение)

Важно понимать, что процесс адаптации - это долгий и последовательный процесс, который ребенок проходит в течение первых месяцев. Важной первой частью этого процесса является актуализация уже имеющихся паттернов взаимодействия и общения ребенка, которые уже заложены семьей. Поэтому если ребенок интериоризировал деструктивные паттерны взаимодействия и общения из семьи, то они неизбежно будут первыми актуализироваться, просто как нечто уже знакомое ребенку. И конечно наличие деструктивных паттернов будут значительно снижать адаптацию ребенка.

Однако это не однонаправленный процесс: встречаясь с новыми паттернами взаимодействия и общения в самой школе, ребенок будет их “брать” и пробовать реализовывать дома. В этом и проявляется активный процесс адаптации к школе - гибкое использование паттернов взаимодействия, апробирование на себе новой роли. Поэтому адаптация носит генетический характер: сначала психические особенности формируются как ответ на новые условия, а затем они уже становятся самостоятельными факторами развития.

Механизмы психологической адаптации, ее критерии и основные виды нарушений

Само понятие адаптации означает приспособление организма к новым условиям существования. В целом, можно выделить три основных вектора адаптации: поиск среды, благоприятной для самого индивида; изменения человеком окружающей среды, чтобы она стала благоприятной для самого индивида и внутренние изменения индивида, благодаря которым окружающая среда становится для него благоприятной.

Именно процесс психологической адаптации, то есть адаптации третьего типа интересует нас наиболее всего. Основными формами психологической адаптации являются: неосознаваемые психологические защиты и осознаваемые целенаправленные действия человека по совладанию с ситуацией (стратегии совладающего поведения, эмоциональные стратегии совладания, когнитивные стратегии совладания).

Для первоклассника конечно же более применимыми способами адаптации являются неосознаваемые психологические защиты, поскольку в возрасте 6-7 лет еще довольно трудно как-то когнитивное переоценивать ситуацию, изменять свое эмоциональное отношение к ней. Для этого нужно иметь развитое абстрактно-логическое мышление, возможность абстрагироваться от самой ситуации и т.д. Поэтому младшие школьники скорее уходя в разнообразные формы психологических защит: отрицания, вытеснения, отказ, оппозиция, проекции, регрессия, простые формы рационализации (“не очень-то и хотелось”), компенсация.

Что касается социального направления адаптации, здесь можно выделить такой способ приспособления как формирование отношения к социальным нормам. Выделяют следующие типы отношений:

  • содержательное - это процесс освоения и понимания школьных норм и правил с последующим их эмоциональным принятием. Данный тип позволяет довольно быстро адаптироваться, социализироваться и развиваться в новой среде. Имея содержательный тип отношения, школьник имеет возможность анализировать нормы и правила, осмыслять их и видоизменять, оставаясь при этом в рамках нормы. Как правило, такие дети обладают популярностью среди одноклассников, имеют адекватную самооценку, уверены в себе, а также способны преодолевать трудности.
  • формальное - данный тип характеризуется фактическим знанием норм и правил, но отсутствием стремления их выполнять, то есть эмоциональным принятием. Такие школьники могут выполнять правила, но внутренне относиться к ним негативно. Как правило, непринятие норм происходит по причине того, что дети считают, что данные нормы и правила - это способ оценки лично их самих. Поэтому они чувствуют себя достаточно соответствующими норме, ненужными, неинтересными. Таким детям сложно идентифицировать себя с группой, в результате чего у них формируются социальные барьеры, и как следствие социальная дезадаптация.
  • манипулятивное - это тип отношения, при котором ребенок осуществляет реализацию норм и правил, но внутренне за этим скрыт протест и враждебное непринятие. У таких ребят, как правило, имеются завышенные притязания, неадекватно завышенная самооценка, а нормы и правила воспринимаются ими как средства ограничения из возможностей и значимости. Поэтому они эти правила стремятся нарушить или избежать, хотя знают и принимают как данность.
  • негативное - это открытое и демонстративное неприятие норм и правил, хотя ребята их знают. Для них открытый негатив является формой установления отношений с другими. У таких ребят отмечается яркая склонность к доминированию, демонстративному поведению, завышенным притязаниям и неадекватно высокой самооценке, опровержению авторитета взрослого. такие дети резко реагируют на то, что их поведение не вписывается в “рамки” норм. Такая группа детей является рискованной для последующей маргинализации.

Процесс адаптации в младших классах осложнен также и общей гетерохронностью развития: неравномерность психического и физического и психофизиологического развития, что способствует формированию различных форм дизонтогенеза в этом возрасте. Наиболее острым является период в полтора - два месяца, за который формируются разнообразные формы функциональных отклонений: нарушение аппетита, нарушение режима сна, чрезмерная активность и открытость либо замкнутость, ухудшение концентрации, внимания, усталость.

К концу шестой недели физиологические и психофизиологические показатели здоровья примерно выравниваются. Однако общее напряжение и перестройка сохраняются в течение всего первого года обучения. Характер этой перестройки определяется первоначально общим уровнем развития ребенка.

Замечание 1

Основными показателями социально-психологической адаптации школьника являются: формирование адекватного поведения в рамках установленных норм и правил, умение взаимодействовать с одноклассниками и педагогами, владение навыками учебной деятельности. В связи с этим, выделяют три уровня адаптации: высокий, средний и низкий.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot