Психолог — это специалист, занимающийся исследованием проявлений, способов и форм организации психических явлений, которые характерны для личности в разных сферах деятельности.
Сфера деятельности психологов
Основными местами работы психолога являются: школа, детский сад, интернат, центр психологической помощи. Также психологи могут вести частную практику. Такой специалист, используя проверенные методики, определяет способности, индивидуальные качества клиентов, выстраивая для каждого отдельную программу действий или обучения.
В компетенцию психолога входит коррекционная работа. Специалисты помогают людям преодолевать сложности в жизни путем формирования эффективных моделей поведения в критических ситуациях. Тем не менее, практически 50 % рабочего времени им необходимо отдавать бумажной работе (например, составление психологических характеристик, планов, отчетов).
Что касается работы психолога на предприятии, то такие специалисты требуются в отделе кадров (отделе персонала). Они должны выполнять следующие функции:
- Подбор работников, учитывая результаты оценки личных качеств;
- Оказание помощи новым сотрудникам в процессе адаптации;
- Разработка и осуществление обучающих семинаров и тренингов;
- Эффективная и грамотная расстановка рабочих мест персонала на основе анализа психологической совместимости;
- Разработка методов управления.
Целью работы психолога на предприятии является повышение показателей эффективности, максимальная мотивация персонала. Знание психологии и методов воздействия на человеческое сознание востребовано в рекламных, юридических компаниях, а также в политической деятельности.
Основные функции психолога на предприятии
Психолог на предприятии, как правило, выполняет одну из двух функций. Первая из них заключается в проведении консультаций, которые связаны с приёмом на работу потенциальных работников. Специалист поможет определить личностные качества и способность к максимальному раскрытию на данном рабочем месте. Эта функция предопределяет возможность нейтрально подойти к решению многих задач (например, кадровых) в ходе оценки и подбора.
Вторая функция психолога, работающего на предприятии, более обширна. Она может потребовать его внедрения в рабочий процесс с целью оптимизации и повышения показателей эффективности. В этом случае специалисту необходимо провести собеседования с персоналом и протестировать каждого работника. Результаты психолог предоставляет руководителю, разрабатывая необходимые рекомендации.
Как правило, в штат предприятия психолога нанимают для масштабных целей. Это делают крупные, амбициозные и прогрессивные организации, поскольку не каждая фирма может позволить себе оплату работы специалиста, который на первый взгляд не играет никакой роли в бизнесе. Тем не менее, здесь имеются подводные камни. Когда специалист долгое время работает на предприятии, его статус до статуса может снижаться до обычного члена коллектива. Тогда работники начинают обращаться к нему по любому вопросу, что неприемлемо. По этой причине такой психолог должен быть в подчинении и отчётности только непосредственно первого лица компании.
Определенные психологические проблемы характерны не только для рядовых сотрудников, но и для руководства. В этой ситуации психолог имеет возможность оказать помощь, совместно определяя цель компании и показатели, по которым можно будет судить о достижении поставленных задач. Руководитель должен понимать, что приглашение психолога нельзя воспринимать однозначно. Во многом это действие будет зависеть от позиции руководства.
Роль психолога в организации
Появление психолога на предприятии – это нововведение. Такую перемену многие работники хоть и воспринимают в качестве необходимости, но могут начать отвергать. Это связано с тем, что психолог способен поставить под сомнение привычные идеи и мнения человека.
Сопротивление персонала, как правило, приводит к серьёзным проблемам в реализации проектов предприятия и в достижении целей руководства. Особенно это касается топ-менеджеров. Здесь начинает вступать в силу фактор гордыни, агрессивной реакции на деятельность «неспециалиста извне». Задача психолога состоит в оказании помощи в максимально эффективном использовании всех ресурсов предприятия для выполнения поставленных задач. Он не должен учить кого-то жить и работать.
В случае появления психолога на предприятии, персонал воспринимает его настороженно, кто-то с любопытством. Те, кто с пониманием относится к решению руководства пригласить психолога, начинают сотрудничество из здравого смысла. В ходе работы данная категория сотрудников постепенно меняется под влиянием понимания и изменения мышления. Кардинально может поменяться их личная эффективность.
Есть другая категория работников. Они в штыки воспринимают приход психолога. Такие люди в основном имеют серьёзные психологические проблемы и не желают их решать. По этой причине они открыто или неявно начинают саботировать работу данного специалиста. Результат в данном случае полностью зависит от последовательности и решений руководства.
Основная задача психолога на предприятии состоит в разрешении конфликтов и стрессовых ситуаций, которые возникают в любом коллективе. Если будет наблюдаться правильное отношение руководства к статусу психолога, то его деятельность станет эффективна при разработке средств поддержки дисциплины и эффективных приёмов поощрения и наказания.
Велика роль психолога в проблемах и ситуациях, в которых ключевое значение имеет психологическое состояние человека, а также его способность осознавать собственные чувства и эмоции. По этой причине психолог:
- поможет работать с психологическим состоянием,
- обучит самоорганизации,
- проведет тестирование или тренинг,
- поможет улучшить психологическую и эмоциональную атмосферу.
Психолог на предприятии способен полностью поменять рабочую атмосферу к лучшему. В результате работы сотрудники станут более адекватными на работе, а их полезный рабочий эффект вырастет. Профессионал своего дела сможет снизить риск конфликтных ситуаций, а также вероятность рабочих ошибок.