Понятие, цели, задачи психокоррекции
Психокоррекция - это разновидность психологической помощи, которая направлена на работу с такими проблемами психического развития, которые препятствуют оптимальному уровню функционирования человека в обществе и его самореализации.
Основная цель психокоррекционных воздействий - это исправление (коррекция) недостатков в психическом развитии.
Основная задача психокоррекции - это расширение и развитие паттернов поведения, формирование пластичности реагирования на определенные стимулы, то есть повышение адаптивного потенциала личности.
Этот аспект является важным маркером, отделяющим психокоррекцию от консультирования или психотерапии, которые ориентированы на работу с изменениями личности (глубинными или нет). Психокоррекция же ориентирована именно на работу с психическим развитием личности, но это неизбежно влияет и на личностное развитие, и на организацию собственной жизни.
Две основные особенности, характерные для психокоррекционной практики - это ориентация психолога на возрастные нормы, а также влияние психолога на конкретные аспекты психического развития личности. В связи с этим, задачи психокоррекции формируются в зависимости от того, с кем идет работа (ребенок, взрослый, пожилой, а также степень недоразвития), и каково ее содержание (сфера психического недоразвития: интеллектуальная, эмоциональная и т.д.).
Важным уточнением является то, что отклонения, на которые ориентированы психокоррекционные мероприятия, не являются по происхождению своему органической природы (в результате повреждения или дисфункции мозга), а также не являются тотальными психопатологиями личности, которые не поддаются изменению.
Основными сферами психокоррекционной работы являются: сложности развития характера (акцентуации), нервно-психические расстройства личности, особенности взаимодействия и выстраивания отношений с другими людьми, нарушения познавательной сферы личности, сложности эмоционально-волевой регуляции, потребностно-мотивационной сферы личности.
Виды психологической коррекции
Психокоррекционная практика чрезвычайно многообразна и богата по своей специфике, методологической направленности. Среди всего этого многообразия можно выделить следующие направления:
- по характеру направленности: на коррекцию симптомов (предполагает кратковременное воздействие с целью купирования острой симптоматики), на коррекцию причин (более длительный вид коррекции, направленный на выявление причин психического отклонения)
- по содержанию коррекции: познавательная сфера, личностная, эмоционально-волевая, поведенческая, сфера отношений (детско-родительских, профессиональных, внутригрупповых)
- по форме работы: индивидуальная, групповая (закрытая группа - семья, класс; открытая - с другими людьми с похожими проблемами), смешанная (и индивидуальная и групповая)
- по формату: свободный формат или по программе
- по характеру управления: директивный формат, не директивный
- по продолжительности: очень быстрая (в течение минут или часов, здесь и сейчас), быстрая (несколько часов или дней, для решения актуальной проблематики), длительная (длится месяцы, направлена уже на выявление причин), очень длительная (длится годами, ориентирована на более глубинную проработку причин и выработку новых паттернов поведения)
- по масштабу задачи: общекоррекционные практики (направлены на нормализацию микросреды личности, повышение уровня оптимального функционирования психофизических и эмоциональных ресурсов), частные практики (уже более адаптированные для возрастной и содержательной специфики проблем) и специализированные практики (формируются для конкретной группы людей или клиента с применением узко определенных методов работы для достижения оптимального эффекта)
Основные принципы и этапы коррекционной работы
В коррекционной работе очень важно учитывать основные принципы ее реализации. В коррекционной практике эти принципы основаны на том, что личность - это целостная структура, формирующаяся на протяжении всей жизни через интериоризацию общественных норм.
В связи с этим можно выделить основные принципы психокоррекционной практики:
- единство коррекции и развития (коррекционный план принимается только сообразно внешним и внутренним условиям развития личности)
- единство возрастного и индивидуального развития (в работе важен индивидуальных подход к соотносимо с возрастными нормами и задачами личности)
- единство диагностики и коррекции (коррекционный план оформляется только на основе полноценной диагностики личности и ее психического развития)
- деятельностный принцип коррекции (именно активная деятельность самого клиента является движущей силой развития)
Коррекционная практика - это не изолированное воздействие, а целый комплекс определенных воздействий, которые представлены последовательными блоками:
- Диагностический блок: в него входит диагностика психического развития личности (клинико-психологическое обследование, анализ потребностно-мотивационной сферы, сенсорно-перцептивных и интеллектуальных возможностей личности) и актуальной социальной среды (анализ неблагоприятных факторов социальной среды). На основании диагностических данных формируется коррекционный план, его цели и задачи, а также специфика используемых методов работы.
- Коррекционный блок: в него входит непосредственная коррекционная работа специалиста в зависимости от специфики нарушений.
- Оценочный блок - в него входит оценка эффективности коррекционный работы, анализ изменений психических состояний, процессов и способностей, а также индивидуальных паттернов реагирования. Изменения могут проявляться как в течение самой коррекционной работы, так и после нее. Для их фиксации вырабатываются определенные критерии: объективные (соотносятся сообразно диагностическим показателям) и субъективные (соотносятся с индивидуальными установками личности, ее отношением к самому процессу).
На основании результатов оценочного блока коррекционная работа может дорабатываться, в нее могут быть включены новые задачи, изменены методики. Результаты оценочного блока позволяют прогнозировать длительность работы, примерные сроки ее завершения и желаемые результаты.