Психогигиена — это дисциплина, которая исследует пути сохранения и укрепления психического здоровья, помогает сохранять душевное равновесие.
Понятие психогигиены
Личная психогигиена представляет собой раздел психогигиены, который занимается изучением механизмов психической саморегуляции. Это направление разрабатывает способы совершенствования их функционирования и необходимо для укрепления психического здоровья. Психогигиена предупреждает нарушение душевного здоровья и повышает работоспособность.
В основу психогигиены легли представления о том, что человеческий организм является саморегулирующейся системой, которая работает в соответствии с законом взаимообратной связи. Это происходит благодаря сознательным и произвольно управляемым механизмам, которые оптимизируют психическую деятельность.
В личной психогигиене используются приемы и методы индивидуальной психологической профилактики:
- Аутогенная тренировка,
- Психологическая гимнастика,
- Способы самопомощи.
Эти методы можно применять в регулярном или периодическом порядке (например, для предупреждения негативных последствий психотравмирующего фактора). Методы и приемы психогигиены помогают нейтрализовать негативные эмоции, формируют адекватные реакции на психотравмирующие ситуации и мобилизуют антистрессовые резервы организма.
Приемы самопомощи классифицируют на психологические и психофизиологические. В состав психологических приемов входят логические (например, убеждение, оптимистическое сравнение, самоанализ), волевые. Есть методы, в основе которых лежит воображение (например, моделирование будущего, использование положительного образа).
Особенности психогигиены общения
Психогигиена общения представляет собой сферу социальной психологии и педагогики. Задача этого направления состоит в предоставлении помощи практически здоровым людям. Она необходима им для того, чтобы предотвратить нервно-психические и психотравматические заболевания, облегчить острые психотравматические реакции, которые вызваны конфликтами в коммуникации.
Психогигиена общения состоит из психокоррекционной и психопрофилактической деятельности. Ее используют в рамках школьных, городских и районных психологических служб. Она проводится в виде тематических курсов в программе средних и высших образовательных учреждений и направлена на решение проблем делового и педагогического общения.
Предупреждение болезненной психической реакции в ходе общения людей представлено серьезной задачей этого направления. Негативные реакции могут проявляться как дома, так и на рабочем месте. Следует помнить, что настроение, как и его проявления, способно вызвать соответствующий резонанс среди других. Так, веселые люди поднимают настроение, опечаленные и озлобленные — огорчают. Резкие слова или несправедливость, как правило, вызовут негативные эмоции.
Существует отдельное направление, которое называется психогигиена брака и брачных отношений. Оно корректирует неправильно сформированные внутрисемейные отношения и помогает наладить общение между супругами. Проблемы характерны для тех семей, в которых нет доброты и справедливости. Бывает, что один член семьи стремится подчинить, унизить и наказать другого, чем нарушает психический климат всей семьи. Особенно от этого страдают дети.
Если нет любви, доброты и понимания, а присутствует жестокость родителей, то в детях могут начать развиваться такие черты, как трусость, упрямство, непослушание, безволие и др. Как правило, ожидание наказания способно вызвать тревогу, которая легко переходит в агрессию. Сначала это происходит в отношении более слабых (младших детей, животных), а потом сверстников (близких и посторонних). Семья, в которой присутствует злость и жестокость, характеризуется как психически неполноценная. Именно в этом случае помогут методы психогигиены общения.
Психогигиена межличностного общения
Психогигиена межличностного общения представляет собой раздел психогигиены, который изучает способы оптимизации межличностных отношений. Отношения налаживаются на работе и дома (например, трудовой, семейный, учебный и другой коллектив).
Большая часть человеческой жизни проходит в общении. Оно представляет собой необходимое условие любой совместной деятельности. Непосредственная живая коммуникация становится основой процесса воспитания и обучения. Это относится не только к детству, но и ко всем другим периодам жизни индивида.
В психологии выделяется несколько компонентов общения:
- Коммуникативный (обмен знаниями или информацией);
- Интерактивный (процесс взаимодействия);
- Перцептивный (восприятие).
При общении люди действуют друг на друга с помощью убеждения, внушения, эмоционального заражения и личного примера (это вызывает непроизвольное подражание). Общение оказывает на людей как целебное, так и разрушающее воздействие. А. Сент-Экзюпери писал о «роскоши человеческих отношений» в качестве одной из основных ценностей.
Человек, продвигаясь по жизни, формирует собственную личную судьбу и карьеру. Так, он двигается и в сложном «поле человеческих отношений». Умение строить конструктивные и здоровые отношения названо коммуникативной компетентностью. Это направление представляет собой первый из двух блоков в общей психологической компетентности. Второй блок состоит из способности к саморегуляции.
Отношения между индивидами столь же разнообразны, как и сами люди. Отношения могут характеризоваться близостью, прочностью, стойкостью, спокойствием или напряженностью. Обострение отношений начинает протекать в виде конфликта, который представляет собой психологическую борьбу между людьми, которые отстаивают свои интересы.
Конфликты протекают в конструктивной и деструктивной форме. Психогигиена общения способствует конструктивным конфликтам, которые приводят к компромиссам и решению противоречий. Деструктивный конфликт является основным источником эмоционального стресса. Он оказывает отрицательное воздействие на психическое здоровье.