В современной науке предлагаются несколько трактовок понятия «интеллект»:
- с точки зрения биологии, интеллект – это способность к сознательному приспособлению в новой ситуации;
- с точки зрения педагогики, интеллект характеризует способность к обучению и обучаемость личности;
- с точки зрения психологии, в частности структурного подхода, разработанного Альфредом Бине, интеллект – «способность адаптации средств к цели», то есть интеллект – это совокупность определенных особенностей личности, с помощью которых она ищет пути удовлетворения собственных потребностей, влечений, желаний, стремлений.
Достаточно полное определение интеллекта было дано Давидом Векслером – американским психологом румынского происхождения: по его мнению, «интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами».
Многосторонние исследования интеллекта пришлись на XX столетие, в них были проанализированы не только особенности, но и структура интеллекта.
Структура интеллекта
На всем протяжении XX века предлагались различные концепции, в которых рассмотрены предположительные структурные особенности интеллекта. Так, в начале века Ч. Спирмен (1904) выделил фактор G – генеральный фактор интеллекта, и фактор S – своеобразный показатель специфических способностей. По мнению Ч. Спирмена, каждому человеку свойственен определенный уровень интеллекта, который характеризует не только его мыслительные операции, но и способности адаптации к окружающей среде. На основании данного утверждения ученым был сформулирован вывод, что интеллект у разных людей проявляется в различном уровне способностей, связанных с решением специфических задач.
Л. Терстоун, основываясь на методах статистики, охарактеризовал разные стороны общего интеллекта, названные им впоследствии «первичными умственными потенциями». В общей сложности, их было выделено семь:
- счетная способность – умение оперировать числами и производить арифметические действия;
- вербальная (словесная) гибкость – своеобразная легкость, с которой человек способен строить собственную речь, подбирать наиболее подходящие слова, выражения, интонацию и др.;
- вербальное восприятие – навыки в понимании устной и письменной речи;
- пространственная ориентация – умение ориентироваться в пространстве, представлять и учитывать расположение отдельных предметов;
- память;
- способность к рассуждению;
- быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями.
Позднее Дж. Гилфордом были выделены и описаны 120 факторов интеллекта в зависимости от того, для выполнения каких умственных операций они предназначались, какие результаты следуют за данными операциями и каково их содержание (образное, символическое, семантическое или поведенческое).
Особый вес в психологической науке приобрела точка зрения Р. Б. Кэттела (1967), согласно которой каждый человек с момента рождения обладает «потенциальным» интеллектом – основополагающей способностью мыслить и рассуждать. Такой интеллект полностью формируется, как правило, к 20-летнему возрасту.
Начиная с 80-х годов XX века, исследователи рассматривали интеллект как сложно организованную систему. Данное рассмотрение легло в основу системных теорий интеллекта. Наибольшую известность среди них приобрели теория множественности форм интеллекта Г. Гарднера и триархическая теория интеллекта Р. Стернберга.
Так, Г. Гарднер в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта» предложил разграничивать 7 типов интеллекта:
- вербально-лингвистический (языковой) интеллект, он свойственен писателям и поэтам, актерам и ораторам; его формируют способности к абстрактному мышлению, изложению вербальных текстов, подбору метафор, эпитетов и сравнений. Данный тип интеллекта в большей мере, чем другие, подвергается воздействию обучения;
- логико-математический интеллект, им наделены работники науки, программисты, юристы и т. д.; включает умения оперировать числами и другими символами, устанавливать аналогии;
- визуально-пространственный интеллект; характерен, например, для архитекторов и инженеров; данный тип интеллекта предполагает наличие способностей к визуальному представлению, чтению чертежей, проецированию;
- телесно-двигательный интеллект; им обладают талантливые актеры и спортсмены, танцоры и хореографы; данный тип интеллекта можно соотнести с понятием «язык тела» и его использованием;
- музыкально-ритмический интеллект; он необходим музыкантам и певцам, а также положительно характеризует хорошего слушателя и влияет на эффективность межличностного общения. Музыкальный интеллект включает способности к распознанию ритма, тональности голоса, чувствительность к звуку и звучанию музыкальных инструментов;
- внутриличностный интеллект, или способность к самопознанию; данный тип свойственен философам и психиатрам; он строится на навыках рефлексии, самопознания, контроля над чувствами и эмоциями, связан с интуицией;
- межличностный интеллект, по своему содержанию наиболее близок к социальному интеллекту; его образует совокупность способностей к построению вербальной и невербальной коммуникации, эффективного сотрудничества.
Теория Г. Гарднера с интересом была воспринята в психологической науке. Однако были основания и для критики. В частности, было отмечено, что Г. Гарднер рассматривает в большей степени не формы интеллекта, а особые таланты личности. Аргументом случил тот факт, что перечисленные исследователем 7 типов интеллекта не являются неизменными, они развиваются и подвержены воздействию образования и культуры.
В рамках других исследований также предполагалось существование разных форм интеллекта, в результате чего получила распространение теория о существовании «эмоционального» интеллекта.
Эмоциональный интеллект
Понятие эмоционального интеллекта (Emotion Quotient – EQ) достаточно спорно и непривычно даже тех психологов, которые не придерживаются когнитивной парадигмы. Недостаточно разработаны и диагностические материалы для определения уровня EQ, который не может быть связан ни с образованием личности, ни с занимаемой должностью.
Базовая модель эмоционального интеллекта была разработана Дж. Мейером, П. Сэловей, Д. Карузо (1997). Схематично она представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель эмоционального интеллекта
Таким образом, по мнению исследователей, базовая модель эмоционального интеллекта должна включать четыре основных компонента:
- восприятие, различение (идентификацию) и выражение эмоций;
- фасилитацию мышления (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности);
- понимание (осмысление) и анализ эмоций; и
- осознанную регуляцию эмоций, управление ими.
Теория эмоционального интеллекта разрабатывалась и Д. Гоулманом, по мнению которого, определить коэффициент EQ можно суммировав показатели таких способностей, как самоосознанность, самомотивированность, устойчивость к фрустрации, контроль над импульсами, регуляция настроения, уровня эмпатии и оптимизма.
Для диагностики эмоционального интеллекта используется и тест Н. Холла, состоящий из 30 утверждений, которые могут быть соотнесены с пятью шкалами:
- эмоциональная осведомленность;
- управление эмоциями (эмоциональная отходчивость, неригидность);
- самомотивация (контролируемое управление эмоциями);
- эмпатия;
- восприятие, распознание и анализ эмоций других людей.
Индивидуальные различия в уровне интеллекта
В рамках исследования интеллекта получил распространение так называемый «коэффициент интеллектуальности» (IQ), позволяющий соотнести интеллектуальные показатели индивида с усредненными возможностями его возрастной и профессиональной группы.
Первоначально специально разработанный тест IQ использовался для сравнения умственного развития ребенка с показателями его ровесников. Так, если календарный возраст составлял восемь лет, а интеллектуальные способности ребенка ближе к шестилетней группе, то таков, соответственно, и его «умственный» возраст. Позднее, основываясь на расчетах соотношения умственного и хронологического возраста, исследователи ввели показатель, который был назван коэффициентом интеллектуальности (IQ).
Среднее значение IQ – 100 баллов, наиболее низкие показатели приближаются к 0, а высокие – к 200. Стандартным (средним для всех возрастных групп) принято отклонение от нормы в 16 баллов. Каждый третий человек (34 % от общего числа) обладает уровнем IQ, который колеблется в пределах 84–100 баллов, столько же человек имеют показатели 100–116 баллов.
Следовательно, эту основную массу (68 %) и принято считать людьми со средним уровнем интеллекта. Две другие группы (по 16 % в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).