Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование характера

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой характера: Э. Кречмер, К. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов и др.

Для изучения проблемы формирования характера нам необходимо изучить понимание характера как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Понятие характера

Наиболее общее понятие характера звучит следующим образом: характер – это определенная структура стойких психических свойств, которые задают всю траекторию поведения человека.

По сути, выделяется два аспекта характера:

  1. статика (зависит от типа нервной деятельности);
  2. динамика (детерминируется внешним миром).

Характер также может пониматься как:

  1. определенная система, включающая в себя устойчивые мотивы поведения;
  2. мера соотношения внутреннего мира со внешним, также специфика адаптированности организма к внешнему миру;
  3. некий заданный определенный тип поведения человека.

Направления характерологии

Рассмотрим несколько направлений характерологии, которые позволят нам понять, как понимается понятие характера и основы его формирования в той или иной сфере.

  1. Констинституционно-биологическое направление. Одним из представителей данной теории является Э. Кречмер. Здесь характер рассматривается как проявление темперамента или же как детерминация конституцией (строением тела). Выделяют следующие типы:
  • астенический;
  • атлетический;
  • пикнический.
  • Психоаналитическое направление. Представители: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др. Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).
  • Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание - Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

  • Идеологическое - психоэтическая теория Робека. Характер здесь представляет собой торможение инстинктов под воздействием морали. Таким образом, эта теория имеет общие признаки с психоаналитическим направлением.
  • Структура личности по З. Фрейду

    Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

    Формирование характера

    Характер формируется на основе культуры общества, окружающей его социальной среды. На каждом из возрастных этапов становление характера происходит по-разному. Структурируем эти знания и рассмотрим формирование характера на каждом из возрастных этапов.

    1. Новорожденность – младенческий возраст. 0 – 1 год. Основа формирования характера – общение с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Это формирование происходит столь стремительно из-за того, что эмоционально-личностное общение в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
    2. Ранний и дошкольный возраст. 1-7 лет. Здесь, как правило, закрепляются те черты характера, которые подкрепляются (характер подкрепления может быть как положительным, так и отрицательным) окружающими взрослыми. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
    • доброта-эгоистичность,
    • общительность-замкнутость,
    • отзывчивость-безразличие.

    Позже формируются другие черты характера:

    • трудолюбие-лень,
    • аккуратность-неаккуратность,
    • добросовестность-злонамеренность,
    • ответственность-безответственность,
    • настойчивость-малодушие.
  • Младший школьный возраст. 7-10 лет. Так как ребенок приходит в школу, то под воздействием новой социальной ситуации развития происходит коррекция тех черт характера, которые проявляются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, развивающаяся произвольность ребенка ведет к ответственности за результаты собственной деятельности. На основе этого происходит сравнения детей, и, как результат, формируется такая черта характера, как самоотношение.
  • Подростковый возраст. 11-15 (16) лет. Здесь развиваются волевые черты. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
  • Ранняя юность. 17-19 лет. На данном возрастном этапы формируется основа мировоззрения личности. Юноши и девушки в этом возрасте могут вдаваться в философствования, они стремятся познать мир.
  • Следует помнить, что фундамент закладываемых здесь основ характера является достаточно прочным.

    Конечно, характер не может быть много раз преобразовывается в течение жизни человека.

    После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

    Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

    Достаточно большое влияние на становление характера оказывает внешний мир, который представляется в таких аспектах, как:

    1. суждения окружающих людей о жизни,
    2. поступки окружающих людей,
    3. художественная литература,
    4. СМИ,
    5. господствующая идеология в обществе.
    Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
    Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
    Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot