Содержание производственной практики по психологии
Производственная практика по психологии – это важнейшая часть профессиональной подготовки студента, которая предназначена для выявления и оценки уровня сформированности его основных профессионально важных качеств.
Содержание практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студента, состоящая из целого ряда этапов:
- первый этап является подготовительным, на котором должны быть решены все организационные вопросы, согласованы требования к деятельности практиканта в учреждении, определены задания и формы отчетной документации;
- второй этап диагностический, длящийся в течение недели – это время адаптации, знакомство с учреждением, коллективом, условиями организации учебно-воспитательного процесса;
- третий этап проектировочный, тоже рассчитанный на первую неделю практики в ходе которого анализируются результаты психолого-педагогической диагностики, проектируется на период практики собственная деятельность с детьми. На этом этапе планируется работа с субъектами образования с учетом индивидуальных интересов детей, коллективных потребностей, пожеланий классного руководителя, администрации учреждения. Работа должна строиться на принципах сотрудничества – педагог-ребенок-родитель;
- четвертый этап, занимающий 2-3 недели практики, является конструктивным, что означает самостоятельную психолого-педагогическую деятельность практиканта, которая включает разработку и проведение зачетных мероприятий при обязательном ведении дневника практики;
- пятый этап, проходящий на 4-5 неделе является аналитическим – практикант делает самоанализ и дает оценку собственной профессиональной деятельности. Большим достоинством практиканта на этом этапе является умение видеть и анализировать свои ошибки, вскрывать причины неудач, определять шаги по их устранению. Проводится итоговая диагностика респондентов и их анкетирование;
- шестой этап, как правило, заключительный и проходит он на 6-й неделе практики, идет оформление необходимых документов.
Документы, которые практикант должен оформить в обязательном порядке, следующие:
- оформление плана, дневника, отчета по практике;
- разработанный развернутый план проводимого мероприятия (это может быть лекция, диспут) по психологическому просвещению;
- книжка-раскладушка, презентация, отдельные материалы по теме занятия, видеоматериалы по вопросам психологического просвещения;
- хронологический учет в дневнике практики всех проведенных консультаций для специалистов, имеющих профессиональные проблемы – синдром усталости, профессионального выгорания с вариантами рекомендаций;
- игровые материалы по психологии;
- материалы по проведенным психологическим диагностикам – диагностика способностей учащихся, диагностика особенностей личности, определение возрастных особенностей, профориентационные тесты;
- наблюдение мероприятий, проведенных психологом учреждения.
Рисунок 1. Пример оформления дневника практики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к результатам прохождения практики
Практика направлена на развитие у практиканта таких компетенций, как способность применять теоретические исследования, методы математического анализа и моделирования, статистические стандартные пакеты для обработки данных, умение владеть навыками анализа своей деятельности и применения методов когнитивной и эмоциональной регуляции своей деятельности и своего психического состояния.
Важной компетенцией является способность в нестандартных ситуациях принимать организационно-управленческие решения и, безусловно, нести за них ответственность.
Выпускник должен уметь реализовывать стандартные программы, задача которых состоит в предупреждении отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков в самых разных видах деятельности.
Практикант должен разбираться в психодиагностических методиках, уметь отбирать и применять их адекватно поставленным целям, ситуации, контингенту респондентов, естественно, с их дальнейшей обработкой и интерпретацией, уметь проводить стандартные базовые процедуры для оказания психологической помощи, как индивиду, так и группе с использованием традиционных методов и технологий.
Важными компетенциями будущего специалиста являются:
- Способность выявлять специфику психического функционирования человека, учитывая особенности каждого возрастного этапа, факторов риска и кризисов развития, а также его принадлежность к той или иной социальной группе.
- Готовность практиканта к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, характера, самосознания, психомоторики, темперамента, функциональных состояний и личностных черт, как в норме, так и при психических отклонениях человека.
Важным моментом в профессии психолога является способность не только понимать, но и ставить профессиональные задачи, реализовывать базовые процедуры анализа проблем человека, готовность использовать дидактические приемы в ходе реализации стандартных реабилитационных и обучающих программ, коррекционных программ, направленных на оптимизацию психической деятельности человека.
В области его компетенции должна быть способность анализировать формы взаимодействия в трудовых коллективах, проводить работу с членами коллектива для создания хорошего психологического климата.
К области требований относятся знания и умения будущего специалиста. В обязательном порядке надо знать методику и методологию проведения прикладных психологических исследований и структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы – это может быть психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и др.
Из умений, в первую очередь, выделяются такие, как организация и проведение экспериментальных и психодиагностических исследований, обработка полученных результатов, оформление психодиагностических заключений и рекомендаций.
Помимо знаний и умений, предъявляемых требованиями, будущий специалист должен ещё владеть психодиагностическим инструментарием во время самостоятельного исследования, дидактическими приемами в ходе реализации программ, навыками самоанализа, а также организаторскими, коммуникативными, исследовательскими навыками и нормами профессиональной этики.
Методические рекомендации по прохождению практики
Для успешного прохождения практики по психологии существуют специально разработанные методические рекомендации, среди них научно-исследовательская работа, связанная со сбором данных, проведением эмпирических исследований, статистической обработкой, анализом, интерпретацией данных.
Что касается образовательных технологий, то здесь необходимо самостоятельное изучение и анализ специальной литературы, составление конспектов, разработка наглядностей, составление программ тренинга и отчетной документации.
Для проведения аттестации по практическому этапу практики есть контрольные вопросы, на которые практикант должен уметь давать ответы. Вопросы следующие:
- в чем заключаются особенности организации психодиагностического обследования и его проведения для разных возрастных групп;
- каковы принципы профессиональной этики, которые важно соблюдать во время проведения психодиагностики;
- какова суть и структура стандартной развивающей, коррекционной, профилактической программ;
- какой результат должна иметь разработанная вами (практикантом) программа и как её можно оценить;
- какие формы и методы психологического просвещения целесообразно использовать для разных возрастных групп, включая профессиональные группы;
- каковы самые востребованные виды тренингов, которые используются в разнопрофильных организациях;
- какие качества для психолога-консультанта являются профессионально важными.