Сущность и особенности межэтнических конфликтов
Межэтнический конфликт - это тип социального конфликта, который реализуется между представителями разных этнических групп в силу вражды, противоречия интересов и действия отдельных этносов по отношению друг к другу, взаимной неприязни.
Межэтнический конфликт может представлять собой форму гражданского противостояния на внутри- или трансгосударственном уровне, если хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку, либо от имени определенной этнической общности
Основная опасность межэтнических конфликтов заключается в том, что они разыгрываются внутри мирного населения. Такие конфликты являются чрезвычайно опасными, если возникают между государствами или на территории одной страны. Они формируют социальную, политическую и экономическую нестабильность.
Межэтнические конфликты отличаются определенными особенностями бессознательного поведения: высокой эмоциогенностью, алогичностью и символизмом действий, недостатком рациональной обоснованности действий.
Преобладание бессознательного компонента объясняется тем, что формирование этнической идентичности происходит еще в раннем детстве и закладывается родителями, влиянием среды: так или иначе этнические стереотипы закрепляются еще в детстве и функционируют в свернутом варианте на уровне подсознания.
Исследователи социально-этнический конфликтов выделяют следующие факторы объединения людей по этническому признаку:
- выражение этнической солидарности и предпочтения представителей своего этноса,
- защита исконной территории проживания коренными жителями (выражение чувства территориальности определенной национальной группы),
- требование перераспределения доходов в результате ограниченности жизненных ресурсов,
- пренебрежение потребностями других этнических групп, которые проживают на данной территории.
Функции и виды межэтнических конфликтов
Межэтнический конфликт, как и любой другой конфликт, несет в себе две главные составляющие: конструктивную и деструктивную. В связи с этим межэтнический конфликт выполняет конструктивную и деструктивную функцию. В первом случае, межэтнический конфликт выступает инструментом решения более глобальной этнической проблемы, а также позволяет повысить адаптационный потенциал этноса. Во втором случае, межэтнический конфликт является дестабилизатором для государства, способным разрушить его социальную, экономическую и политическую устойчивость
В российской классификации выделяют следующие типы межэтнических конфликтов:
- конфликты стереотипов: данный тип конфликтов имеет латентный характер, поскольку здесь этническая мотивация не является столь сильной и находится на стадии формирования. Проявлением конфликта данного типа является формирование «образа врага» в отношении соперничающего государства или этноса (конфликты на Юге России);
- конфликты идей: это уже более активная и открытая форма конфликта, которая выражается в структурировании взаимных претензий между этносами и легитимизации насилия ради конкретных идей (объединение нации, восстановление утраченных территорий). Например, конфликты в Татарстане, Украине;
- конфликты действий: это уже актуализированный конфликт, который включает в себя систему конкретных действий (акции, митинги, боевые столкновения). Например, конфликты на Кавказе, территориях постсоветского пространства.
Кроме этого, конфликты разделяются по содержанию и характеру целей участников конфликта:
- конфликты за соблюдение национальных интересов (могут перерасти в движение за независимость);
- конфликты за получение статуса отдельного образования;
- конфликты межгрупповые (межобщинные);
- этнотерриториальные конфликты (национальные общности отстаивают право проживания на определенной территории).
Направления профилактики межэтнических конфликтов
Формируясь в определенной культуре и этнической общности, мы считаем ее нормальной и естественной, а более того - универсальной. Но это безусловно не так. Первый шаг к снятию этноцентрических ограничений - это осознание того, что они есть, осознание собственных стереотипов и предубеждений.
Второй шаг - это расширение культурной и социальной среды: чем больше мы узнаем о других культурах и их представителях, чем больше мы включаемся в непосредственное общение представителями этих общностей, тем быстрее между нами уменьшаются этноцентрические барьеры, и мы общаемся друг с другом не как представители определенной общности, а как обычные люди.
В связи с этим, третий шаг - это развитие общего гуманистического настроя: важно научиться в целом ценить то, что сделано людьми, а не представителями отдельных наций.
В целом, глубинной профилактикой межэтнических конфликтов является психологическое развитие ребенка: поскольку этническая идентичность формируется с ранних лет, стереотипы и этноцентрические установки также формируются с ранних лет. Поэтому в ребенке важно воспитывать умение слушать других людей, учить спектральному мышлению, а не черно-белому, учиться выражать негативные эмоции конструктивно, развивать способности к децентрации, формировать любознательность и интерес к другим культурам, народам, объяснять мотивы поступков и поведения людей других национальностей.
Кроме этого, важно развивать коммуникативные навыки в целом, а также навыки межкультурного взаимодействия.
Таким образом, основные направления профилактики межэтнических конфликтов это: психологическое развитие, воспитательный процесс и информационное просвещение.