Конфликтное поведение — это способ самоутверждения в подростковом возрасте. Конфликты в этот период зачастую связаны с кризисом подросткового возраста.
Особенности формирования отношений подростков в коллективе
При формировании временного детского коллектива, происходит зарождение собственных правил и норм отношений между субъектами. Подростки в основном заимствуют их от взрослых. Подобные нормы и правила могут проявляться как согласия, договора, недопонимания членов группы по разным вопросам.
Общее понимание норм поведения в рамках подросткового коллектива и согласие по поводу следования соответствующим правилам вырабатывается благодаря разрешению возникающих разногласий в процессе существования временной группы. Установка единства норм происходит при условии формирования способов эффективного решения возникающих разногласий во взаимодействии.
Одна из базовых характеристик отношений в коллективе представлена точностью, с которой дети воспринимают и понимают друг друга во временных группах. Для того чтобы достичь всеобщего понимания необходимо, в первую очередь, обучать наблюдательности, рефлексии (способность размышлять над возникшими проблемами в межличностных взаимоотношениях, анализ собственных мотивов, целей, чувств, мыслей, а также мотивов, эмоций, мыслей партнера по коммуникации).
Особенное значение в профилактике конфликтных столкновений во временных группах подростков имеет обучение школьников навыкам эмпатии. Они должны ставить себя на позицию другого субъекта, понимая его внутренне состояние. В целом для коллективных отношений характерна достаточно сложная структура, объединяющая в себе большое количество психологических особенностей индивида.
С точки зрения Д. И. Фельдштейна можно выделить несколько форм коллективных взаимоотношений у подростков:
- Интимные, личные отношения, выстроенные на основе субъективных симпатий («я-ты»);
- Стихийные, групповые отношения, в основе которых лежат контакты с представителями других коллективов («я-они»);
- Социально-ориентированные отношения, в основе которых лежит совместное выполнение социально значимых действий («я-общество»).
Формы и методы профилактики конфликтов подростков со сверстниками
В качестве необходимого фактора жизнедеятельности временного коллектива подростков (например, в общеобразовательных учреждениях) выступает профилактика межличностных конфликтов. Она состоит в организации жизнедеятельности субъектов, осуществляющих социальное взаимодействие, и предназначена для исключения или сведения к минимуму возможности возникновения конфликтов.
В словаре по социальной педагогике категория «профилактика» определяется как внедрение системы мер, которые создаются для предупреждения появления или становления каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. Она включает различные мероприятия, которые концентрируются на предупреждении какого-либо явления или устранении факторов риска.
Профилактика межличностных конфликтов в подростковых временных группах включает совокупность мероприятий, которые направлены на предупреждение, устранение или нейтрализацию базовых причин и условий, ставших основой социальных отклонений в поведении детей. Педагогическая профилактика означает формирование особых педагогических условий, которые могут содействовать снижению и распространению негативных явлений в социуме.
Профилактика межличностных конфликтов у подростков включает мероприятия следующего характера:
- Государственные,
- Общественные,
- Социально-медицинские,
- Организационно-воспитательные.
Профилактические работы по исключению межличностных конфликтов у подростов в условиях временного детского коллектива представлены системой мер, которые направлены на предупреждение, проявление и воздействие факторов риска формирования конфликтных ситуаций.
Социальная педагогика рассматривает профилактику межличностного конфликта как научно-аргументированные и своевременно инициированные воздействия, которые концентрируются на предотвращении вероятных физиологических, психологических или социокультурных обстоятельств. Мероприятия направлены, как правило, на отдельного ребенка или несовершеннолетних, включенных в группу социального риска.
Профилактика межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте
В старшем подростковом возрасте профилактика межличностных конфликтов временных групп состоит в организации актуальной функциональности для действующих на данный момент времени объектов социального взаимодействия. Она исключает или сводит к минимуму допустимое число межличностных конфликтов во временных группах.
Профилактика межличностных конфликтов должна иметь дело даже с ещё не возникнувшими, но вероятными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при непрерывном информационном и аналитическом сопровождении. Поскольку нельзя говорить об объективном отображении конфликта, такая работа характеризуется индивидуальностью.
Работа в сфере решения конфликтов направлена на формирование интеллектуальной и коммуникативной культуры. Ее цель состоит в формировании специальных технологий сотрудничества людей во временных группах, которые минимизируют возможность появления (деструктивного формирования) противоречий.
Предотвращение межличностных конфликтов — это более простой процесс, чем их разрешение. Профилактика, таким образом, считается не менее важной, чем способность конструктивного их регулирования. Для нее не нужны большие затраты сил, средств и времени. Тем не менее, она предупреждает деструктивные последствия, включающие любой неразрешенный конфликт.